Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Подтвердите, что вы не робот*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
4 декабря
Среда
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Всемирная Община Санатана Дхармы / Библиотека / Из сатсангов Свами Вишнудевананда Гири / Атма-вичара и Брахма-вичара: две самые важные темы Адвайта Веданты
Атма-вичара и Брахма-вичара: две самые важные темы Адвайта Веданты

Есть две самых главных темы Адвайта Веданты и, вообще, всей Санатана Дхармы – это Атма-вичара и Брахма-вичара. Нет тем важнее, чем эти две в Адвайта Веданте, во всей Санатана Дхарме, да и во всей Вселенной. 

 

Неведение существует из-за отсутствия исследования и знания себя (Атма-вичары), и отсутствия знания Бога, Абсолюта (Брахма-вичары). Именно по причине слабой Атма-вичары и Брахма-вичары мы есть те, кто мы есть сейчас – души, дживы, барахтающиеся в сансаре. По причине отсутствия их мы получаем рождение в физическом теле и возникает этот мир, эта жизнь в колесе сансары. По причине их отсутствия мы не помним себя, страдаем, заблуждаемся и ввязываемся в тщетную кармическую суету. 

 

По причине их практики мы истинно вступаем на Путь Дхармы, Пробуждаемся к высшей Дхарме Адвайты, покидаем все страхи, надежды, цепляния, обретаем истинное счастье, свободу и достигаем Просветления и Освобождения от круга рождения-смерти. Достигаем слияния с Всевышним Источником – Абсолютом, Брахманом (саюджья мукти) в самадхи. Мы обретаем две великие мудрости: Атма-джняну – знание своей самости, высшего «Я», и Брахма-джняну – знание сути Брахмана-Абсолюта, Бога. 

 

Вичара, вивека, вайрагья

Духовная практика как в Атма-вичаре, так и в Брахма-вичаре ведет к одним и тем же процессам – сначала рождается ясная способность к различению – вивека. Вивека дает возможность отделить качества души или качества Брахмана от их сути и более не ошибаться. То есть вивека удаляет наше неведение, наши ложные взгляды на реальность души и Бога. Когда ложные взгляды уходят, то и ложное отождествление души с телом, эго, умом или отождествление Бога с именем и формой уходят. 

 

Это вайрагья, отрешение. Вайрагья отделяет нас от иллюзии, заблуждения, действия кармы и ее последствий (карма-пхала) и позволяет воспарить к чистой мудрости – джняне. Она дарует нам осознанность и любовь к Божественному источнику вплоть до полного слияния с ним, каqвалья-мукти, Освобождение. 

 

Атма-вичара

Атма-вичара есть исследование своего высшего «Я», своей самости – определение того, кем вы являетесь в самом деле, а кем не являетесь. Такое исследование наделяет нас великой способностью – «вивекой», способностью различать свою высшую самость, Атман, и то, что ею не является – пять оболочек, т.е. пять тел, таких как физическое, энергетическое, астральное, ментальное и причинное. 

 

«Вы должны различать «Я», чистое в самом себе, и «я»-мысль. Последнее, будучи просто мыслью (вритти), видит субъект и объект, спит, пробуждается, ест и пьет, умирает и возрождается. Но чистое «Я» есть чистое Бытие, вечное существование, свободное от неведения и мысли-иллюзии. Если вы остаетесь тем «Я», вашим единственным бытием, без мысли, то «я»-мысль исчезнет, и заблуждение пропадет навсегда».

Шри Рамана Махариши, «Теория самоисследования». 

 

Когда мы преуспели в Атма-вичаре, мы вдруг понимаем: «Так вот, кто есть царь и владыка моей души! Я – Атман, нерожденный, чистый, вечный, неуничтожимый, бестелесный и безгрешный. Вот, кто управляет моей жизнью изнутри! Вот, кто имеет право владеть моей душой – это Атман! Вот оно, главное знание, что каждому следует знать о самом себе! Вот, кем я являюсь в самом деле! Вот, с чем я всегда и везде должен себя отождествлять! Вот, где должен быть мой ум!»

 

Атма-вичара показывает вам, кем вы являетесь в самом деле, а кем – нет. Она ясно показывает, какому измерению надо отдавать власть над душой и где следует быть уму каждого мудрого человека и каждого существа. Лишь тот, кто постиг Атма-вичару, знает себя, иные же -спят в неведении и страдают из-за этого. 

 

Брахма-вичара

Брахма-вичара устраняет даже идею «Я». Она открывает нам полное единство Вселенной как Абсолюта. Она позволяет обнаружить Бога как внутри, так и вовне, и увидеть, что все есть только один Бог, а иного, кроме Бога, в реальности ничего нет. 

 

«Это сущность знания всех школ веданты, мимансы, ньяи, санкхьи, йоги и вайшешики, а также буддизма и джайнизма. 


Это великий, прямой, запредельный путь древних сиддхов, авадхутов, риши и богов. 


Это квинтэссенция всего ведантического, шиваитского, вайшнавского, шактистского знания и всех иных путей, существующих в этом мире. 


Раджа-йога, Бхакти-йога, Джняна-йога, Лайя-йога, Мантра-йога, Санньяса-йога и все другие йоги стремятся лишь к познанию Брахмана, Всевышнего Источника, Творца и владыки миров. 


Брахма-вичара соединяет в себе все, дарует достижение всего, она сама есть все, она есть основа, путь и плод, начало и конец, видение, медитация и поведение, метод и мудрость, она есть сама Сахаджья, она ведет к лайе и Мокше (растворению кармы и Освобождению)». 

Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири «Брахма-вичара упадеша» (3-6) 

 

Брахма вичара означает, что мы исследуем Бога, Брахман-Абсолют и его энергии, т.е. как внутреннюю реальность, так и внешнюю вселенную. 

 

«Направив ум на Брахмана, избегая отвлечений, с бдительным умом, всегда и везде следует внимательно размышлять о Брахмане – великом Источнике и Владыке всего, как бы поглощаясь таким размышлением. 

 

Вечный, всепроникающий, всеведущий, всенаполняющий, незапятнанный, полный блаженства, неделимый, тот, что вне времени, кто не рожден, не действует, один без другого – так следует вновь и вновь размышлять о Брахмане.

 

Стоишь ли ты, ходишь, бежишь, сидишь, говоришь, работаешь, ешь, пьешь или спишь – следует непрерывно сосредотачиваться на великом Владыке, всеведущем, всенаполняющем, всепроникающем, вечном, всемогущем, полном блаженства. 


Когда так непрестанно размышляешь о Брахмане, силой вивеки глубоко исследуя его природу, – это именуют Брахма-вичарой». 

Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири «Брахма-вичара упадеша» (10-13) 

 

Брахма-вичара восхваляется сиддхом Горакханатхом. Он наставляет, что секунда проведенная в Брахма-вичаре, исследовании Брахмана, превосходит все иные методы. Исследование Абсолюта приводит к постижению Брахмана, Бога, не имеющего имени, качеств, атрибутов, того, кто ничего никогда не делает, пребывая вне времени, всеведающего, всенаполняющего, вечного, полного, вездесущего. 

 

«Знатоки Абсолюта ведают, что великий Абсолют есть пространство, сознание, и что оно блаженно, незапятнано, недвижимо, вечно, бездеятельно и бескачественно (ниргуна)». 

Горакша Паддхати 

 

О наилучшем поклонении Богу через Брахма-вичару говорит риши Васиштха, наставляя принца Раму в главе шестой «Йога Васиштхи». 

 

Шравана, манана, нидидхьясана

И Атма-вичара, и Брахма-вичара практикуются и развиваются одинаково в соответствии с традиционными тремя главными принципами – шравана, манана, нидидхьясана. 

 

Получив передачу через слушание (шравана) от своего коренного гуру своей линии передачи, подготовленный ученик входит в созерцание, затем проясняет его, отсекая сомнения и неясные моменты (манана), и погружается в постоянную поглощенность Атманом или Брахманом – нидидхьясана, ведующую к самадхи. 

 

Древняя ведическая и тантрическая традиция передачи знаний, идущая от Шивы, Даттатрейи, Санаткумара, Васиштхи, Шри Шанкарачарьи, к которой мы принадлежим, рекомендует эти методы каждому истинному садху как самые важные и главные. 

 

Атма-вичара и Брахма-вичара – это одно

Хоть и кажется, что этих тем две, на самом деле это только кажимость, истинная тема Веданты – одна, ибо Атма-вичара и Брахма-вичара – это одно, а не два. 

 

Это единство выражено в Ведах махавакьей, великим изречением «Аям Атма Брахма» — «Атман есть Брахман», т.е. эта Высшая самость есть Абсолют. «Мандукья-упанишад», 1.2 «Атхарваведы».

 

Атман и Брахман – одно, это самое великое послание учения Адвайты. 

 

Наша самость, наша суть, наша природа вечна, совершенна, всегда чиста, свободна, она есть сам Абсолют, Бог, играющий в человека. 

(Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудеванада Гири)


Атма-вичара и Брахма-вичара: две самые важные темы Адвайта Веданты

1082

Возврат к списку

Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
[email protected]

Yandex.Metrica