Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2021 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
25 Февраля
Четверг
2021 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Собрание тайн / монастырь йоги / Библиотека / Священные тексты / Пратьябхиджня-хридаям Секрет самоосознания
Пратьябхиджня-хридаям Секрет самоосознания
Пратьябхиджня-хридаям Секрет самоосознания
Введение
Анализ содержания
Санскритский текст с английским переводом
Примечания
Словарь технических терминов

Посвящается с глубоким уважением
Свами Лакшман Джу,
которому единственному я обязан всем немногим,
что я знаю о философии Пратьябхиджня.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

В этом издании исправлены все опечатки, допущенные в предыдущем издании.

В ряде мест внесены изменения в переводы с санскрита с целью достижения большей ясности.

Некоторые комментарии также улучшены.

Варанаси

Джайдева Сингх

1982

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

В этом издании исправлены все ранее вкравшиеся опечатки.

В ряде мест внесены изменения в переводе с санскрита с целью достижения большей ясности.

Вся книга была существенно пересмотрена.

Варанаси

Джайдева Сингх

1980

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В этом издании Введение и Комментарии существенно выросли в объёме.

К Введению добавлены три новых раздела: Сватантрьявада и Абхасавада, Шададхва, а также Сравнение и Отличия от Адвайтавады Шанкары. В Комментарии внесены значительные новые добавления.

В ряде мест с целью достижения большей ясности внесены изменения в переводы с санскрита.

В результате сделанных изменений и добавлений книга существенно улучшена и, как надеется автор, будет представлять значительную ценность для читателя.

Варанаси

Джайдева Сингх

1977

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Текст ПРАТЬЯБХИДЖНЯ-ХРИДАЯМ служит наилучшим введением в Кашмирскую философию Пратьябхиджня. Прежде уже имелся английский перевод этого текста, выполненный профессором К.Ф. Лейдекером. В оправдание тому, что я предлагаю свой перевод, можно сказать, что перевод Лейдекера пестрит ошибками, подчас довольно серьёзными. Указать на ряд этих серьезных ошибок было моим долгом, пусть и весьма болезненным. Ни одному человеку, изучавшему этот текст без руководства учителя, не под силу выполнить его перевод, просто пользуясь словарем и знанием грамматики. Мне посчастливилось изучать его под руководством Свами Лакшман Джу, являющегося практически единственным ныне живущим представителем этой системы в Кашмире, который не только воплощает собой традицию школы, но и реально практикует йогические предписания, рекомендуемые ей. Он не только объяснял мне технические термины в тексте, но также помог проследить источники большинства цитат, встречающихся в тексте. Я глубоко благодарен ему за его добрую помощь.

Приводимый санскритский текст относится к числу кашмирских санскритских текстов. Ниже каждой страницы текста приводится его перевод. Он строго следует оригинальному тексту за исключением некоторых заключённых в кавычки вставок, сделанных для улучшения понимания смысла текста. Те, кто хоть немного знают санскрит, могут следовать за переводом слово в слово. Я приложил все усилия к тому, чтобы исключить все ошибки из перевода, насколько это возможно. Некоторые специфические технические термины приводятся в переводе в том виде, в каком они присутствуют в оригинале, а их значение тщательно объясняется в соответствующих примечаниях.

Перевод снабжён введением, содержащим описание основных характеристик системы Пратьябхиджня. Также приводится анализ содержания каждой сутры текста. К трудным для понимания и техническим терминам текста составлены обширные комментарии, в конце книги также прилагается словарь технических терминов.

Во время работы над книгой я обращался с некоторыми трудностями, встречающимися в сутрах, к доктору Гопинатх Кавираджа, просветляющие разъяснения которого помогли мне значительно улучшить свой труд. Ряд данных им объяснений я напрямую использовал в своих примечаниях. Я испытываю глубокую благодарность ему за его добрую помощь. Ачарья пандит Рамешвар Джха также оказал мне помощь в прояснении ряда сложных мест в санскритском тексте. Приношу ему свою сердечную благодарность.

ВВЕДЕНИЕ


Предварительные замечания

Шиваистская религия является, наверное, самым древним вероисповеданием в мире. Сэр Джон Маршалл в своей книге «Мохенджодаро и индийская цивилизация» говорит, что раскопки в Мохенджодаро обнаружили тот важный факт, что история шиваизма уходит корнями во времена каменного века и, возможно, даже ранее, и, таким образом, это самая древняя из живущих ныне вер на земле. Она имеет множество разветвлений и проявляется в различных формах во многих местах на планете. В Индии она обнаруживает себя в трех главных формах религиозной философии, а именно: в форме Вира-Шайва в Деккан-Карнатаке, в виде Шайвасиддхантха в Тамил Наду, и в форме Адвайта Шайва в Кашмире.

В Индии не существует философии, которая измышляется, сидя за письменным столом. В этой стране философия – это не только образ мысли, но и образ жизни. Она не рождается от праздного любопытства и не является простой разновидностью интеллектуальной игры. Каждая философия здесь – религия, и у каждой религии есть своя философия. Философом здесь становится не долговязый профессор в очках, диктующий свои поучения перед классом или вьющий паутину своей теории у себя в кабинете, но лишь человек, движимый глубочайшей внутренней потребностью постичь секреты жизни, проводящий свои дни в труде и духовной практике и узревший свет в результате трансформации своей жизни. Движимый состраданием к окружающим, он старается изложить истину, которую обрел в своем опыте, в виде, доступном разумному пониманию людей. Вот таким образом возникла философия в этой стране.

К этому же типу относится и кашмирская философия Адвайта Шайва. В течении столетий она передавалась как тайное учение стремящимся получить её ученикам, от которых требовалось прожить в соответствии с ней и испытать ее в лаборатории своей Самости. С течением времени, однако, от неё остались лишь культ и ритуал, философские же основы были утрачены. Возможно, некоторые избранные еще и сегодня имеют знание этого учения, полученного путём устной передачи; но первым известным в истории мыслителем, изложившим её основные принципы в письменном виде, был Васугупта. Считается, что он жил в конце VIII – в начале IX в.в.н.э. С тех пор в Кашмире расцвела письменная традиция, и длилась она в течении почти четырёх столетий. За это время накопился такой объём посвящённой рассматриваемому предмету литературы, что понадобилась бы целая жизнь на то, чтобы изучить её. Некоторые труды до сих пор ещё ни разу не были опубликованы.

Шиваистская литература

Всю литературу системы Шайва, или Трика, можно грубо подразделить на три части: (а) Агама Шастра, (в) Спанда Шастра, (с) Пратьябхиджня Шастра.

(а) Агама Шастра

Считается, что она представляет собой откровения, передаваемые учителем ученику. Некоторые из текстов этого типа суть следующие:

Малинивиджая, Сваччханда, Виджнянабхайрава, Мригендра, Рудрайамала, Шива-сутры. К Шива-сутрам имеются Вритти, Варттика Бхаскары, а также комментарии Кшемараджи Варадараджа и Вимаршани. Также имеются комментарии к некоторым тантрам.

(в) Спанда Шастра

Эти тексты излагают важные доктрины системы. Главные труды этого раздела суть следующие:

Спанда Сутры или Спанда Карики. В них детально развиваются принципы Шива-сутр. Существуют следующие комментарии на данные тексты:

Вритти Раманакантхи, Прадипика Утпалы Вайшнава, Спандасандоха Кшемараджи, Спанданирнайя Кшемараджи. Спандасандоха содержит комментарии только на первую Карику.

(с) Пратьябхиджня Шастра

Эти тексты излагают аргументы и контраргументы, дискуссии и рассуждения. В них основные учения системы излагаются языком логических доводов, доступных пониманию человека.

Соманандой написан Шивадришти. Другой важный текст Ишварапратьябхиджня написан Утпалой, учеником Сомананды. Имеются следующие комментарии к этому тексту:

Вритти, составленные самим автором, Пратьябхиджнявимаршини и Пратьябхиджня-вивритти-вимаршини Абхинавагупты.

Кшемараджа написал краткое изложение Пратьябхджня Шастры под названием Пратьябхиджня-хридаям.

Двенадцатитомная Тантралока Абхинавагупты, а также его Тантралокасара представляют собой исчерпывающее изложение всех важных учений и практик системы 1*.

Пратьябхиджня-хридаям

Как было сказано выше, этот текст представляет собой краткое изложение системы Пратьябхиджня, написанный Кшемараджей. Он был блестящим учеником Абхинавагупты – гения во многих областях, несравненного мастера тантры, йоги, философии, поэзии и драматурги. Согласно д-ру К.С. Пандею, Абхинавагупта процветал в Х столетии н.э. Поскольку Кшемараджа был его учеником, получается, что он также жил в Х веке н.э. Его перу принадлежат следующие труды:

Пратьябхиджня-хридаям, Спандасандоха, Спанданирная, Сваччхандодйота, Нетродьота, Виджнянадхайраводьота, Шивасутравимаршини, Ставчинтаманитика, Параправешика, Таттвасандоха.

О родословной и жизни Кшемараджа известно чрезвычайно мало. В отношении его книги Пратьябхиджня-хридаям очень верно сказано, что она занимает такое же место в литературе традиции Шайва, или Трика, какое Ведантасара занимает в Веданте. Книга избегает любой полемики и просто излагает в очень краткой форме основные принципы системы Пратьябхиджня. В самом начале книги он говорит:

«В этом мире есть некоторые преданные, неискушенные в рефлексии и избегшие болезненных усилий в изучении трудных предметов (таких как логика и диалектика), которые тем не менее после обретения Самовеша возносятся вместе с Высочайшим Господом, который расцветает с нисхождением Шакти. Для них истина учений Ишварапратьябхиджня излагается кратко».

Он считал Ишварапратьябхиджню Утпалачарьи величайшей книгой в данной традиции, и составил простой готовый учебник для тех, кто в результате Божественной милости имел наклонность к пониманию основных принципов «пратьябхиджня», но не был способен к чтению великой книги Утпалачарьи вследствие недостатка в изучении логики и диалектики. Он необычайно преуспел в том, чтобы собрать воедино в кратком обзоре все основные принципы Ишварапратьябхиджни, полностью избежав тех строгих логических дискуссий, которыми она пронизана. Таким образом, получилась книга первостепенной важности для тех, кто хочет получить первоначальные знания о принципах «пратьябхиджня». Он составил Сутры и написал к ним комментарии.

Слово «пратьябхиджня» означает осознание. Индивидуальная душа, или джива, является божественной, или Шивой, но она пребывает в забвении своей истинной природы и идентифицирует себя с психофизическим механизмом. Учение предназначено для того, чтобы помочь ей вспомнить свою истинную природу, привести её к осознанию истины, что её подлинная Самость есть ничто иное как Шива, и предложить ей духовную практику, посредством которой она может обрести бытие-в-единстве с Ним.

Детали учения изложены в самом тексте. Здесь мы сделаем обзор основных идей системы в следующем порядке:

1. Конечная Реальность.

2. Вселенная, или Мировой процесс.

3. Сватантрьявада и Абхасавада.

4. Шададхва.

5. Сравнение с Адвайтавадой Шанкары и отличия от неё.

6. Индивидуальное Я.

7. Оковы.

8. Освобождение.

1. Конечная Реальность

Реальность в её конечном аспекте есть Чит или Парасанвит. Термины Чит или Парасанвит непереводимы ни на какой другой язык. Обычно их переводят как «сознание». Я и сам так поступал за неимением более подходящего слова. Но необходимо ясно понимать, что Чит не является сознанием в точном смысле этого слова. Слово Сознание подразумевает субъект-объектные отношения, дуализм знающего-знаемого. Однако Чит не содержит в себе отношений. Это просто неизменный принцип, лежащий в основе всего изменяющегося опыта. Это также Парасанвит. Это, так сказать, непосредственная данность ощущения, в котором ни «Я» ни «Это» неразличимы между собой. Это есть «полное сращение «Я» и «Это» в неразрывное единство». Возможно, вторая часть слова со-знание 2* без приставки со- способна до некоторой степени передать идею, заключённую в Чит, или Парасанвит. Если использовать это слово без приставки со-, то получается, что Конечная Реальность, или Высшая Самость, является Самостью, непрерывно Знающей Саму Себя. В терминах Пратьябхиджня Шастры она есть пракашавимаршамайя. Высшая Самость называется Парама Шива. Она являет собой не только пракашу. Термин «пракаша» также непереводим. Дословно он означает свет, просветление. Ибо свет всякую вещь делает видимой – так, что достаточно свету просто быть, и благодаря этому всякая вещь также оказывается существующей. Как сказано в Катхопанишад, «Тамева бхантам анубхати сарвам, тасья бхаса сарвамидам вибхати». «Когда он сияет, каждая вещь начинает сиять. Под одним только его светом все оказывается проявленным». Веданта Шанкары также называет Конечную Реальность, «пракаша», но солнце также является «пракаша», даже алмаз – это «пракаша». В чем же разница между ними? Философия Шайва утверждает: «Конечная Реальность – это не только пракаша, но также и вимарша». Что означает термин вимарша? Это опять-таки непереводимое слово. Возможно, тут может помочь слово сознание без приставки со-. Конечная Реальность есть не только – Знание (пракаша), но также – Знание, непрерывно знающее себя (вимарша). Она есть не просто пракаша, инертно покоящаяся подобно алмазу, но она также обозревает саму себя. Это Знание или Обозревание Конечной Реальностью самой себя и называется вимарша. Как сказал Кшемараджа в своей Параправешики (стр.2), это есть «акритримахам ити виспхуранам»; это безотносительное непосредственное осознавание Я. Далее мы увидим, что представляет собой это «акритрима-ахам». Если бы Конечная Реальность была просто пракаша, и не была бы при этом одновременно вимарша, она оставалась бы бессильной и инертной. «Йади нирвимаршах спят аннишваро джадаща прасаджйета» (Параправешика, стр.2). Именно это чистое Я-сознание, или вимарша, ответственно за проявление, сохранение и новое поглощение Вселенной.

Чит непрерывно знает себя как Чидрупини Шакти. Это непрерывное знание себя в качестве Чидрупини Шакти есть Вимарша. Таким образом, вимарша по другому именуется также парашакти, паравак, Сватантрья, айшварья, картритва, спхуратта, Сара, хридая, Спанда (см. Параправешика, стр.2).

Из этого видно, что Конечная Реальность является не только Вселенским Сознанием, но также Вселенской Психической Энергией или Силой. Эта Все-включающая-в-себя Реальность также называется Ануттара, т.е. Реальность, выше которой не может быть ничего – Высшая Реальность, Абсолют. Она одновременно трансцендентна (вишвоттирна) и имманентна (вишвамайя).

Некоторые авторы называют философию Шайва реалистическим идеализмом. Я не думаю, что это очень удачное определение философии Шайва. У идеалистов на Западе совершенно иной подход, нежели у мыслителей в философии Шайва. Если попробовать описать последнюю в понятиях западной идеалистической традиции, то получится одна путаница. Понятие «идеи» породило полный хаос в философии Запада, и было бы несправедливо переносить этот хаос в философию Шайва. Конечная Реальность вовсе не является просто «идеей», что бы ни подразумевалось под этим словом, но она есть Самость, лежащая в основе всей реальности, Неизменный Принцип всего проявленного мира.

2. Проявление – Вселенная, или Мировой Процесс

Назовем ли мы Конечную Реальность «Знанием» или Сознанием, она в любом случае не является чем-то пустым. Она содержит в себе безграничные силы, и в потенциальной форме вообще всё, что только может быть. Способность к проявлению является Свабхавой, или природой Конечной Реальности. Если бы Конечная Реальность не проявлялась, она бы перестала быть сознанием, или Самостью, но стала бы чем-то вроде объекта, или не-Самости. Как говорит об этом Абхинавагупта,

«Если Конечная Реальность не проявлялась бы в бесконечном разнообразии, но оставалась бы заключенной внутри своей монолитной единственности, она не была ни Высшей Силой, ни Сознанием, но была бы чем-то вроде кувшина».

Мы установили, что Конечная Реальность, или Парама Шива, есть «пракаша-вимаршамайя». В этом состоянии «Я» и «Это» находятся в нераздельном единстве. «Я» образует его «пракаша» аспект, а «Это», или Его сознание себя как самого себя, составляет его «вимарша» аспект. Эта Вимарша есть Сватантрья, Абсолютная воля или Шакти. Эта Шакти также названа Кшемараджей в его Параправешика «Сердцем Верховного Господа» (хридаям парамешитух). Но Шакти представляет собой лишь другой аспект Верховной Самости. В Высшем опыте так называемое «Это» есть ничто иное, как Самость. Существует одна лишь Самость, переживающая опыт Самой себя. Такая Вимарша или Шакти не является чем-то бессодержательным. Она содержит в себе всё, что вообще только может быть.

«Так же, как огромное баньяновое дерево пребывает в семени в форме потенции, целая Вселенная со всеми движущимися и недвижимыми вещами пребывает в потенции в сердце Высочайшего».

В качестве другого примера приводится павлин. Ровно так же как весь павлин со всем своим пестрым убранством пребывает в потенциальной форме в плазме яйца, точно также целая вселенная пребывает в Шакти Высочайшего. Шакти Высочайшего называется Чити, или парашакти, или пара-вак.

Парама Шива обладает бесконечной Шакти, но следующие пять её проявлений считающими главнейшими:

1. Чит – сила Само-раскрытия, посредством которой Высочайший сияет сам по себе. Этот аспект Высочайшего известен как Шива.

2. Ананда – Это абсолютное блаженство. Оно также называется Сватантрья – абсолютная Воля, способная делать всё, не прибегая к внешним средствам (Сватантрьям анандашактих: Тантрасара-Ан.1). В этом аспекте Высочайший известен как Шакти. В определённом смысле Чит и ананда представляют собой самую сварупу (природу) Высочайшего. Все остальное можно назвать Его различными Шакти.

3. Иччха – Воля делать то или это, творить. В этом аспекте Он известен как Садашива или Садакхья.

4. Джняна – сила знания. В этом аспекте он известен как Ишвара.

5. Крийя – сила принимать любую и всякую форму (Сарвакарайогитвам Крийяшактих: Тантра-сара-Ан.1). В этом своём аспекте Он известен как Садвидья или Шуддха Видья.

Вселенная представляет собой ничто иное, как раскрытие вовне (унмеша) или экспансию (прасара) Высочайшего, или, точнее – Высочайшего в качестве Шакти.

I. Таттвы Вселенского Опыта (1-5)

1-2. Шива и Шакти Таттвы

Мы установили, что Парама Шива имеет два аспекта, а именно, трансцендентный (вишвоттирна) и имманентный, или творящий (вишвамайя). Творящий аспект Парама Шивы называется Шива таттва.

(1) Шива таттва 3*Представляет собой начальный творческий импульс (пратхама спанда) Парама Шивы. Как сказано в Шаттримшат-таттва-сандоха: Когда Ануттара, или Абсолют, путём своей Сватантрья, или Абсолютной Воли, намеревается выпустить наружу содержащуюся в Нём Вселенную. Первая вибрация или толчок этой Воли известен как Шива.

Шакти таттва есть Энергия Шивы. Шакти в ее джняна аспекте представляет собой принцип нигации/отрицания (нишедха-вьяпара-рупа). Первоначально Шакти отрицает «Это» или объективную сторону опыта в Шиве. Состояние, в котором объективность отрицается, называется самой пустотой. В Чит, или Пара Санвит, «Я» и «Это» пребывают в неразличимом единстве. В Шива таттва действием Шакти таттвы «Это» полностью устраняется так, что остаётся один только «Я» – компонент опыта. Кшемараджа называет это состояние Анашрита-Шива.

Шива в этом состоянии предстаёт как чистое «Я», лишенное любого предметного содержания. Для того, чтобы Шива мог проявиться в качестве Вселенной, необходима фаза пробоя/прорыва этого унитарного опыта. Но это лишь преходящая фаза. Для Субъективности, свободной от объективного содержания, Вселенная предстает заново не в виде неразличимого единства, но как «Я-То», в котором обе части различимы, но неразделимы, ибо они – части внутри одной Самости.

Шакти поляризует Сознание на Ахам и Идам (Я и То) – субъект и объект.

Однако, Шакти не является чем-то отдельным от Шивы, но она есть Сам Шива в Его творящем аспекте. Она есть Его Ахам-вимарша (Я – сознание), Его унмукхата – намеренность творить. Как прекрасно выразил это Махешварананда в его Махаратхаманджари (издание Тривандрума, стр.40):

«Он (т.е. Шива) Сам, наполненный радостью, питаемой сладостью, исходящей из трёх углов его сердца, а именно Иччха (Волей), Джняна (Знанием), Крийя (действием), поднимающий Свой лик, чтобы созерцать (Своё собственное великолепие), называется Шакти».

Далее Махешварананда объясняет это следующими словами:

«Когда Он исполняется намерением развернуть всё великолепие Вселенной, которое содержится в Его сердце (в зародышевой форме), он обозначается как Шакти». Шакти, таким образом, есть его намеренность творить. Шакти является активным или кинетическим аспектом Сознания.

Идея, сходная с понятием Вимарша или унмукхата, обнаруживается в Чхандогья упанишаде 6.2.1-3:

«В начале (логическом, а не хронологическом) был только «Сат» – в полном одиночестве без всего иного. Он посмотрел и помыслил в Себе: «Да стану я многим, да размножусь!»

Эта Икшитрива, или Икшитакарма, сходна с Вимарша, или унмукхата, если, конечно, отвлечься от того, какое развитие идея Икшитакарма получила в Веданте Шанкары.

Философия Шайва относится к Высочайшему как к Художнику‚ а не как к словесно-понятийной конструкции. Как художник бывает не в силах сдерживать свой восторг внутри себя и изливает его в песню, картину или поэму, так же и Высочайший Художник изливает восторженное удивление Собственным великолепием в манифестацию творения. Кшемараджа выражает ту же идею в его комментарии к Стотравали Утпаладевы: «Шакти, взорвавшись от восторга, устремляется в проявление». Всякое проявление, таким образом, есть процесс переживания опыта развёртки вовне, оно есть творческая идеация Шивы. В Шакти таттве доминирующим является ананда-аспект Высочайшего.

Шива и Шакти таттвы никогда не могут быть разделены друг с другом; они навечно остаются в единстве как в процессе творения так и в процессе растворения – Шива как принцип переживания опыта. Переживающий опыт Самого себя в качестве чистого «Я», а Шакти – как глубочайшее блаженство. Строго говоря, Шива-Шакти таттва не является эманацией или абхаса как таковой, она представляет собой Семя/зародыш всех эманаций.

3. Садашива или Сададхья Таттва

Воля (Иччха) к утверждению «Это» – аспекта Вселенского Опыта известна как Садашива Таттва или Садатхья Таттва. В Садашива доминирует Иччха, или Воля. Опыт этой стадии выражается как Я есмь. Так как на этой стадии утверждается «есмь» или «бытие», её называют Сададхья Таттва («Сат» означает «бытие»), но «есмь» подразумевает «Это» (Я есмь, но есмь что? – Я есмь «Это»). Опытом этой фазы, следовательно, является «Я есмь это», но «Это» предстаёт всего лишь неким смутным переживанием (аспхута). Доминирующим здесь остаётся «Я». В глубинах сознания Идеальная Вселенная переживается как нечто неотчетливое. Именно по этой причине этот опыт называется «нимеша».

«Я» (Ахам) смутно переживает «Это» (Идам) как часть Единой Самости; акцент, однако, остается на «Я»-аспекте опыта. «Это» (Идам), или вселенная, в данной фазе предстаёт как некая туманная идея картины у художника на начальной стадии её создания. Как очень верно говорит Раджанака Ананда в своей Виварана к Саттримшат-таттвасандоха:

«На данной стадии «Это»-аспект опыта туманен, словно картина художника, которой ещё только предстоит быть написанной им, и которая поэтому находится в идеальном состоянии (т.е. в состоянии идеи). Таким образом, доминирующей на этой стадии оказывается Воля». Именно поэтому Кшемараджа так говорит в своей Пратьябхиджня-хридая:

Вселенная в Садашива Таттва является апсхутой или затуманенной доминированием ясного сознания «Я». Садашива Таттва является первым проявлением (абхаса). Ибо в абхаса, или проявлении, необходим тот, кто воспринимает или познаёт и то, что воспринимается и познаётся, т.е. субъект и объект. В этом универсальном состоянии оба остаются в пределах Сознания, ибо ничего кроме Сознания не существует. Сознание в этом аспекте становится воспринимаемым для Самого Себя – отсюда появляются субъект и объект.

4. Ишвара или Айшварья Таттва

Следующая стадия Божественного опыта начинается там, где Идам – «Это»-аспект тотального опыта становится немного более очерченным (спхута). Она известна как Ишвара Таттва. Она представляет собой унмеша, или выраженное расцветание Вселенной. На этой стадии доминирует джняна, или знание. Здесь уже имеется ясная идея того, чему предстоит быть сотворённым. Как говорит Раджанака Ананда в своей Виварана:

«На данной стадии объективная сторона Опыта – «Это», или Вселенная – выражена ясным образом, поэтому доминирует джняна-шакти».

Так же как художник вначале имеет лишь смутную идею картины, к которой собирается приступать, затем же перед его взором начинает проступать более чёткий её образ, так и на стадии Садашива Вселенная являет собой лишь туманную идею, но на стадии Ишвара она становится гораздо более отчётливой. Опыт Садашива-стадии выражается формулой «Я есмь это». Опыт Ишвара-стадии выражается как «Это Я есмь».

5. Садвидья или Шуддхавидья Таттва

В Садвидья Таттва «Я» и «Это»-составляющие Опыта полностью уравновешены как две чашки точно отрегулированных весов (самадхритатулапутаньяйена). На этой стадии доминирует Крийя Шакти. «Я» и «Это»-аспекты в этом состоянии осознаются в настолько равной степени ясно, что, несмотря на то, что «Я» и «Это» всё ещё составляют тождество, в содержании мысли между ними уже можно провести чёткое различие. Опыт этой стадии можно обозначить как различие-в-единстве (бхедабхедавимаршанстмака), т.е. в то время как «Это» уже ясно отличимо от «Я», оно тем не менее ощущается как часть «Я», или Самости. И «Я» и «Это» принадлежат одному и тому же (т.е. им свойственна саманадхикаранья).

В Шива таттва наличествует Я-опыт (Ахам вимарша); в Садашива опыт Я-Это (Ахам-идам вимарша); в Ишвара таттва – опыт Это-Я (Идамахам вимарша). В каждом из этих опытов акцент делается на первом их термином. В Шуддховидья Таттва оба акцентируются в равной степени (Ахам Ахам – Идам Идам, Я есмь Я, Это есть Это). Поскольку эта стадия опыта является промежуточной между пара, или высшей, и апара, или низшей, и в ней присутствует ощущение различия, она называется парапарадаша.

Она называется Садвидья или Шудховидья Таттва, потому что на этой стадии переживается истинное соотношение между вещами.

Выше этой стадии все формы опыта носят идеальный характер, т.е. пребывают в форме идей. Отсюда она называется совершенным или «чистым порядком» (Шуддхадхван)‚т.е. проявлением, в котором сварупа, или подлинная природа Божественного, еще не завуалирована.

II. Таттвы ограниченного индивидуального опыта (6-11)

6-11. Майя и пять Каньчука

На этой стадии в игру вступает Майя таттва. Начиная с этой стадии и далее находится сфера Ашуддхадван, или порядка, в котором подлинная природа Божественного сокрыта. Всё это происходит благодаря Майе и её пяти каньчука. Слово Майя происходит от корня «ма», означающего «отмерять». Майя есть то, что делает весь опыт доступным измерению, т.е. ограниченным, то, что окончательно отделяет «Я» от «Это» и «Это» от «Я», а также каждую вещь от всех остальных. До стадии Садвидья включительно опыт носил универсальный характер: «Это» обозначало «всё это» – весь мир. В результате действия Майи «это» стало обозначать просто некое «это» – отличающееся от всех остальных вещей. С данного момента появляется Санкоча, или ограничение. Майя окутывает Самость покрывалом (аварана), из-за которой та забывает о своей подлинной природе, и таким образом Майя порождает ощущение различия.

Пять каньчука, или покрывал, являются продуктами Майи. Кратко можно описать их следующим образом:

(і) Калаа. Она уменьшает сарвакартрива (бытие творцом вселенной) Универсального Сознания и порождает ограничения в отношении авторства или дееспособности.

(іі) Видья. Уменьшает всезнание (сарваджнятва) Универсального Сознания порождает ограничения в аспекте знания.

(ііі) Рага. Ослабляет чувство полной удовлетворённости (пурнатва) Вселенной или вызывает желания тех или иных вещей.

(iv) Каала 4*. Отменяет вечность (нитьятва) Универсального Сознания и порождает ограничения в аспекте времени, т.е. приводит к разделению его на прошлое, настоящее и будущее

(v) Нийати. Ограничивает свободу и вездесущность (сватантрата и вьяпакатва) Универсального Сознания или порождает ограничения в аспектах пространства и причинности.

Возврат к списку

Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica