Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
29 Апреля
Понедельник
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Всемирная Община Санатана Дхармы / Практики / Садхана Махамантры "Ом Намах Шивайя"
Садхана Махамантры "Ом Намах Шивайя"



Шива


1. Подготовка

Сделайте омовение.

Оденьте ритуальную одежду.

Расстелите чистую и священную шерстяную асану, чтобы сесть. 

Выполните ачаману.

Нанесите трипундру.

Оденьте четки из рудракши. 

Сделайте панча-ратна-пранам (почитание пяти сокровищ).

Затем можно делать вини-йогу, риши-ньясу, кара-ньясу, анга-ньясу, дхьяну, манасик-пуджу.

А затем начните повторять мантру.



2. Винийога

Ом Асья Мантрасья Ваамдева руших,

Панкти Чхандаха Ишаана Девата

Аум биджае Намаха Шактае

Шиваа ети Киилакае

Садашива Прасаннатартхе джапе винийога-ха-а


Пророк-риши этой мантры – Вамадева,

Размер – панкти,

Божество – Ишана (Шива),

Биджа этой мантры – Аум,

Шакти (сила мантры) – Намах,

Килака (слог-ключ, отпирающий мантру) – Шива

Мантра читается для обретения благословения милости господа Садашивы.



3. Кара-ньяса

Ом Ом Ангуштхабъям намаха – большие пальцы наполняет слог ОМ.

Ом Нам тарджанибхъям намаха – указательные пальцы наполняет слог Нам.

Ом Мам мадхъямабхъям намаха – средние пальцы наполняет слог Мам.

Ом Шим анамикабхъям намаха – безымянные наполняет слог Шим.

Ом Вам каништхикабхъям намаха – мизинцы наполняет слог Вам.

Ом Ям караталкараприштабхъяам намаха – ладони наполняет слог Ям (потереть ладони).



4. Шаданга-ньяса

ОМ Ом хридаяей намаха

ОМ Нам Ширасе Свааха

ОМ Мам Шикхайяей Ваушат

ОМ Шим Кавачая Хум

ОМ Ваам Нетратрайяе Ваушат

Ом Ям Астрае Пхат (обводим вокруг головы с щелчками, и потом двумя пальцами правой руки хлопаем о ладонь левой руки четыре раза).



5. Панчамурти-ньяса
(размещение пяти ликов)

Начинаем с указательных пальцев.

Ом Нам Татпурушае намаха

Тарджанибхъям Намаха – в указательные пальцы размещаем слог Нам, касаясь большим пальцем от основания до кончика указательного


Ом Мам Агхорае намаха

Мадхъямамбхъям намаха – в средние пальцы размещаем слог Мам, касаясь большим пальцем от основания до кончика среднего.


Ом Шим Садъоджатае Намаха

Анамикабхъям намаха – в безымянные пальцы размещаем слог Шим, касаясь большим пальцем от основания до кончика безымянного.


Ом Ваам Ваамадевая Намаха

Канищтхикабхъям намаха – в мизинцы размещаем слог Ваам, касаясь большим пальцем от основания до кончика мизинца.


Ом Ям Ищаанаае Намах

Итьянгуштайо намаха – в ладони размещаем слог Ям, потирая ладони.



6. Панчамурти шаданга-ньяса

Ом Нам Татпурушае намаха Мукхе – правой рукой коснуться лица и разместить слог Нам.

Ом Мам Агхорае намаха хридае – правой рукой коснуться сердца и разместить слог Мам.

Ом Шим Садьоджатае намаха падайохо – область ног, разместить слог Шим.

Ом Вам Вамадевая намаха – правой рукой область бедра в области свадхистана-чакры, сзади разместить слог Вам.

Ом Ям Ишанае намаха – коснуться макушки всей ладонью, разместить слог Ям.



7. Дхьяна-шлока
(текст, описывающий медитацию на Божество)

इस मंत्र का अर्थ

इस मंत्र से शिवजी की स्तुति की जाती है। इसका अर्थ इस प्रकार है-

कर्पूरगौरं – कर्पूर के समान गौर वर्ण वाले।

करुणावतारं – करुणा के जो साक्षात् अवतार हैं।

संसारसारं – समस्त सृष्टि के जो सार हैं।

भुजगेंद्रहारम् – इस शब्द का अर्थ है जो सांप को ह ार के रूप में धारण करते हैं।

सदा वसतं हृदयाविन्दे भवंभावनी सहितं नमामि – इस का अर्थ है कि जो शिव,

पार्वती के साथ सदैव मेरे हृ दय में निवास करते हैं, उनको मेरा नमन है।


Это мантра Шивы, изошедшая из Яджурведы:


Карпура Гаурам Карунавтарам

Карпуа Гаурам Карунаватарам

Сансарсарам Бхуджагендрахарам |

Садавасантам Хридайя Аравинде

Бхавам Бхавани Сахитам Намами ||


Белоснежного, как камфора,

Воплощение сострадания,

Сущность мира,

Увенчанного царем змей,

Всегда восседающего в лотосе сердца,

Шиву вместе с Шакти почитаю.


Значение мантры

Karpūragauraṁ — чистый и белый, сияющий (гаурам), как камфора (карпур).

Карунаватарам – воплощение сострадательного аватара / личности.

Sansārsāram – тот, кто является сущностью всей трилоки / мира.

Бхуджагендрахарам – Шива имеет царя змей (Нагараджа) в качестве гирлянды.

Садавасантам хридаяравинде – Шива всегда пребывает в лотосоподобном сердце. Он поистине нетронут в сердцах своих преданных, не затронутых мирскими делами, подобно белому лотосу, цветущему в грязи.

Бхавам – к Господу.

Bhavānīsahitaṁ namami – Шива всегда с богиней Бхавани (форма богини Парвати, супруги Шивы).

Намами – поклоняюсь Всевышнему Харе, устранителю всех болей и печалей, Шиве и Шакти вместе.



8. Дхьяна
(медитация)

Выполняется медитация сначала на господа Шиву внутри своего Я, затем на внутренний Шивалингам с ментальным подношением пяти упачар.



9. Шива-манаса-пуджа
(подробно см. ниже текст Шанкарачарьи)

Земля

Всеми ароматами, рожденными землей, мы умащаем Господа в нашей душе, в форме сияющего Шивалингама в нашем сердце.

Пространство

Осыпаем сияющий лингам в сердце цветами всего мира.

Воздух

Окутываем нашу душу дымом ароматных благовоний.

Огонь

Омываем наш внутренний Шивалингам огнем.

Вода

Омываем водой всех океанов и рек Господа в лотосе нашего сердца.



10. Джапа

Затем на четках из рудракши 108 раз читается Махамантра.


1) Панчакшара-мантра (пятислоговая мантра):

НАМАХ ШИВАЙЯ


2) Шадакшара-мантра (шестислоговая мантра):

ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ



11. Восхваление и завершающие подношения

Завершите джапу мысленным восхвалением (читаются прославляющие гимны, стотры) и завершающими мысленными подношениями.



12. Обретение сиддхи

Выполните визуализацию обретения благодати и впитывания сиддхи в виде лучей света, исходящих от Господа Шивы и впитывающихся в ваше тонкое, энергетическое и физическое тело.



13. Изинительная мантра, очищающая погрешности

Завершите садхану извинительной мантрой:

Ом Намах Шивая Прасида Прасида




ДЖАЯ МАХАДЕВ!

ОМ ТАТ САТ

САМАЙЯ

Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири Махарадж, 24 июля 2023 г.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шри Ади Шанкарачарья
«Шива-манаса-пуджа»


अथ शिवमानसपूजा

|| atha śivamānasapūjā ||

Вот мысленная пуджа Шиве.



1) रत्नैः कल्पितमासनं हिमजलैः स्नानं च दिव्याम्बरं नानारत्नविभूषितं मृगमदामोदाङ्कितं चन्दनम्‌।

जातीचम्पकबिल्वपत्ररचितं पुष्पं च धूपं तथा दीपं देव दयानिधे पशुपते हृत्कल्पितं गृह्यताम्‌॥ १॥


ratnaiḥ kalpitamāsanaṁ himajalaiḥ snānaṁ ca divyāmbaraṁ nānāratnavibhūṣitaṁ mṛgamadāmodāṅkitaṁ candanam |

jātīcampakabilvapatraracitaṁ puṣpaṁ ca dhūpaṁ tathā dīpaṁ deva dayānidhe paśupate hṛtkalpitaṁ gṛhyatām ..1..


Преподношу Тебе в мыслях асану, прохладную воду и божественные одежды, преподношу разнообразные украшения, мускус, смешанный с сандаловой пастой.

Жасмин и чампаку вместе с листьями бильвы, цветы и благовония, светильник, созданные в моем сердце, прими, о Господь Пашупати, Преисполненный сострадания!


Взойди на трон, что так сверкает,

Тебя омою я водой.

Цветок жасмина источает

Такую сладость и покой.

Твои одежды так сияют!

Камения на них играют.

Сандалом я Тебя натру

И бильбы лист преподнесу.

Пусть разгоняя мрак незнания

Горит светильник золотой.

Прими всё это Пастырь мой —

Мою любовь, мои старания.

Всё это в сердце у меня,

Всё это Ты, всё это я.



2) सौवर्णे नवर

त्नखण्डरचिते पात्रे घृतं पायसं भक्श्यं पञ्चविधं पयोदधियुतं रम्भाफलं पानकम्‌।

शाकानामयुतं जलं रुचिकरं कर्पूरखण्डोज्ज्वलं ताम्बूलं मनसा मया विरचितं भक्त्या प्रभो स्वीकुरु॥ २॥


sauvarṇe navaratnakhaṇḍaracite pātre ghṛtaṁ pāyasaṁ bhakśyaṁ pañcavidhaṁ payodadhiyutaṁ rambhāphalaṁ pānakam 

śākānāmayutaṁ jalaṁ rucikaraṁ karpūrakhaṇḍojjvalaṁ tāmbūlaṁ manasā mayā viracitaṁ bhaktyā prabho svīkuru ..2..


В богато украшенной девятью драгоценными камнями чаше подношу сладкий рис с гхи, пять видов угощения из молока и дахи,

Сок из плода рамбха, блюдо из овощей, воду, блестящий сахар, похожий на камфору, бетель — все это я создал в своем уме с любовью [к Тебе], о Господь!

Сияют камни на сосуде,

А в нём благоухает гхи.

И в позолоченной посуде

Пять видов благостной еды.

На златом подносе фрукты,

А захочешь если вдруг Ты,

Есть ещё душистый мёд,

Что как золото течёт.

Зажжённый камфоры кусочек

Разносит терпкий аромат.

Тебе прислуживать я рад,

Бетеля вот ещё листочек.

В уме всё это подношу,

Прими, Господь, любовь мою!



3) छत्रं चामरयोर्युगं व्यजनकं चादर्शकं निर्मलम्‌ वीणाभेरिमृदङ्गकाहलकला गीतं च नृत्यं तथा।

साष्टाङ्गं प्रणतिः स्तुतिर्बहुविधा ह्येतत्समस्तं मया सङ्कल्पेन समर्पितं तव विभो पूजां गृहाण प्रभो॥ ३॥


chatraṁ cāmarayoryugaṁ vyajanakaṁ cādarśakaṁ nirmalam vīṇābherimṛdaṅgakāhalakalā gītaṁ ca nṛtyaṁ tathā |

sāṣṭāṅgaṁ praṇatiḥ stutirbahuvidhā hyetatsamastaṁ mayā saṅkalpena samarpitaṁ tava vibho pūjāṁ gṛhāṇa prabho ..3..


Балдахин, опахало из двух хвостов яка, веер, чистое зеркало, искусную игру на вине, бхери, мриданге, кахале, песни и танец предлагаю Тебе, простираюсь всем телом, складываю разнообразнейшие стотры — Все это создаю для Тебя в своем уме, прими же это поклонение, о Господь!


Вот от зноя опахало,

Зонт от солнца тут.

Песен сложено немало —

О Тебе они поют.

Здесь и зеркало без пятен

И дамару, чей приятен

Изначальный чистый звук,

Гимны для Тебя поют.

Простирания, поклоны,

Тоже только для Тебя,

Гусли, душу веселя,

В танце направляют стопы.

В мыслях это подношу,

Преданность прими мою!



4) आत्मा त्वं गिरिजा मतिः सहचराः प्राणाः शरीरं गृहं पूजा ते विषयोपभोगरचना निद्रा समाधिस्थितिः।

सञ्चारः पदयोः प्रदक्शिणविधिः स्तोत्राणि सर्वा गिरो यद्यत्कर्म करोमि तत्तदखिलं शम्भो तवाराधनम्‌॥ ४॥


ātmā tvaṁ girijā matiḥ sahacarāḥ prāṇāḥ śarīraṁ gṛhaṁ pūjā te viṣayopabhogaracanā nidrā samādhisthitiḥ |

sañcāraḥ padayoḥ pradakśiṇavidhiḥ stotrāṇi sarvā giro yadyatkarma karomi tattadakhilaṁ śambho tavārādhanam ..4..


Ты — мое Я, Гириджа — мой разум, мои пять пран — Твои спутники, мое тело — Твой дом, все мои чувства и удовольствия — пуджа Тебе, мой сон — состояние самадхи, куда бы я ни пошел, каждый шаг — прадакшина Тебе, все мои слова — воспевание Тебя, все, что бы я ни делал, делается, чтобы доставить Тебе удовольствие, о Шамбхо!


Ты — душа, а Шакти — мысли.

Моё тело есть Твой дом.

И по этой славной жизни

С моей праной Ты вдвоём.

Вокруг Тебя иду, с порога,

Куда бы ни вела дорога.

Самадхи — мой сон.

Тебе мой поклон.

Всё что только я ни сделал,

Всё что только ни скажу –

Славу я Тебе пою.

Поклонюсь душой и телом.

Удовольствия свои

Я Тебе преподношу — прими!



5) करचरण कृतं वाक्कायजं कर्मजं वा। श्रवणनयनजं वा मानसं वापराधम्‌।

विहितमविहितं वा सर्वमेतत्क्शमस्व। जय जय करुणाब्धे श्रीमहादेवशम्भो॥ ५॥


karacaraṇa kṛtaṁ vākkāyajaṁ karmajaṁ vā śravaṇanayanajaṁ vā mānasaṁ vāparādham |

vihitamavihitaṁ vā sarvametatkśamasva jaya jaya karuṇābdhe śrīmahādevaśambho ..5..


Какие бы грехи ни были порождены моими руками, стопами, речью, действиями, слухом, зрением и умом, описаны они или нет, прости меня за все из них! Слава, слава Тебе, о Всеблагой, Всемилостивый Бог богов!


Если я Тебя обидел:

Словом, делом и умом,

Если что-то я не сделал

В поклонении своём,

Если были недостойны,

Если были непристойны

Мои взгляды и слова,

Я прошу простить меня.

Пред Тобою преклоняюсь,

Ты оставь долги мои,

К правде путь мне укажи,

От него не уклонюсь.

Милосердия Господь,

Славу мир Тебе поёт!



6) ॥ इति श्रीमच्छङ्कराचार्यविरचिता शिवमानसपूजा समाप्ता॥

|| iti śrīmacchaṅkarācāryaviracitā śivamānasapūjā samāptā ||

Так заканчивается составленная Шримад Шанкарачарьей Шива-манаса-пуджа.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Атрибуты Шивы


Шива


1) Ожерелье из рудракши. Рудра  –  другое имя Шивы. Рудра также означает «строгий или бескомпромиссный», а акша означает «глаз». Ожерелье из рудракши, которое носит Господь, показывает, что Он твердо и бескомпромиссно использует Свои космические законы для поддержания закона и порядка во вселенной. Ожерелье состоит из 108 бусин, которые символизируют элементы, использованные при сотворении мира.


2) Варада-мудра. Правая рука Господа показана в позе, дарующей благо и благословляющей. Как говорилось ранее, Господь Шива уничтожает зло, дарует блага, дарует милость, уничтожает невежество и пробуждает мудрость в Своих преданных.


3) Трезубец (Тришула). Изображенный рядом с Господом трезубец с тремя зубцами символизирует три Его фундаментальные силы (шакти): волю (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Трезубец также символизирует силу Господа уничтожать зло и невежество.


4) Дамару (барабан). Маленький барабан с двумя сторонами, отделенными друг от друга тонкой структурой в виде шеи, символизирует два совершенно непохожих состояния существования, непроявленное и проявленное. Когда дамару вибрирует, он производит непохожие звуки, которые сливаются воедино в результате резонанса, создавая один звук. Произведенный таким образом звук символизирует Нада, космический звук АУМ, который можно услышать во время глубокой медитации. Согласно индуистским писаниям, Нада является источником творения.


5) Камандалу. Горшок для воды, сделанный из сухой тыквы, содержит нектар и изображен на земле рядом с Шивой. Процесс изготовления Камандалу имеет глубокое духовное значение. Спелую тыкву срывают с растения, удаляют плоды и очищают скорлупу от нектара. Точно так же человек должен порвать с привязанностью к физическому миру и очистить свое внутреннее «я» от эгоистических желаний, чтобы испытать блаженство Я, символизируемое нектаром в Камандалу.


6) Нанди. Бык Нанди связан с Шивой и считается Его транспортным средством. Бык символизирует как силу, так и невежество. Использование Господом Шивой быка в качестве транспортного средства передает идею о том, что Он устраняет невежество и наделяет Своих преданных силой мудрости. Быка зовут Вриша на санскрите. Вриша также означает дхарму (праведность). Таким образом, бык, изображенный рядом с Шивой, также указывает на то, что Он – вечный спутник праведности.


7) Шкура тигра. Символизирует потенциальную энергию. Господь Шива, сидящий на тигровой шкуре или одетый в нее, иллюстрирует идею о том, что Он является источником творческой энергии, которая остается в потенциальной форме во время состояния растворения вселенной. По Своей Божественной Воле Господь активирует потенциальную форму творческой энергии, чтобы проецировать вселенную в бесконечных циклах.


8) Обнаженное тело, покрытое пеплом. Символизирует трансцендентный аспект Господа. Поскольку большинство вещей при сжигании превращается в пепел, пепел символизирует физическую вселенную. Пепел на обнаженном теле Господа означает, что Шива является источником всей вселенной, которая исходит от Него, но Он превосходит физические явления и не подвержен их влиянию.


9) Спутанные локоны. Господь Шива  –  мастер йоги. Три спутавшихся локона на голове Господа передают идею о том, что интеграция физической, ментальной и духовной энергий является идеалом йоги.


10) Ганга. Ганга (река Ганг) связана с индуистской мифологией и является самой священной рекой индусов. Согласно традиции, тот, кто омывается в Ганге (почитаемой как Мать Ганга) в соответствии с традиционными обрядами и церемониями по религиозным поводам в сочетании с определенными астрологическими событиями, освобождается от греха и обретает знание, чистоту и покой. Ганга, символически представленная на голове Господа женщиной (Мать Ганга) со струей воды, исходящей изо рта и падающей на землю, означает, что Господь уничтожает грех, устраняет невежество и дарует знание, чистоту и покой преданным.


11) Полумесяц. Полумесяц изображен сбоку головы Господа как украшение, а не как неотъемлемая часть Его лика. Явление прибывающей и убывающей Луны символизирует временной цикл, через который творение развивается от начала до конца. Поскольку Господь есть Вечная Реальность, Он вне времени. Таким образом, полумесяц является лишь одним из Его украшений, а не неотъемлемой Его частью.


12) Три глаза. Господь Шива, также называемый Трямбака Дева (буквально «трехглазый Господь»), изображается имеющим три глаза: солнце  –  Его правый глаз, луна  –  левый глаз, а огонь  –  третий глаз. Два глаза справа и слева указывают на Его деятельность в физическом мире. Третий глаз в центре лба символизирует духовное знание и силу, поэтому его называют глазом мудрости или знания. Подобно огню, мощный взгляд третьего глаза Шивы уничтожает зло, и потому злодеи боятся Его третьего глаза.

Полуоткрытые глаза: когда Господь открывает Свои глаза, возникает новый цикл творения, а когда Он их закрывает, вселенная растворяется для создания следующего цикла. Полуоткрытые глаза передают идею о том, что творение проходит через циклический процесс, без начала и без конца. Господь Шива является Мастером Йоги, поскольку Он использует Свою йогическую силу, чтобы проецировать вселенную из Себя. Полуоткрытые глаза также символизируют Его йогическую позу.


13) Кундалы (две серьги). Две кундалы, Алакшья (что означает «невозможно показать никаким знаком») и Ниранджан (что означает «что не может быть замечено смертными глазами») в ушах Господа означают, что Он находится за пределами обычного восприятия. Поскольку кундала в левом ухе Господа принадлежит женщинам, а кундала в правом ухе принадлежит мужчинам, эти кундалы также символизируют принцип творения Шивы и Шакти (мужской и женский).


14) Змея на шее. Мудрецы использовали змей как символ йогической силы Господа Шивы, с помощью которой Он растворяет и воссоздает вселенную. Подобно йогу, змея ничего не копит, ничего не носит, ничего не строит, долго живет одним воздухом, живет в горах и лесах. Таким образом, змеиный яд символизирует йогическую силу.

Змея (Васуки Нага) изображена трижды обвившейся вокруг шеи Господа и смотрящей в Его правый бок. Три витка змеи символизируют прошлое, настоящее и будущее  –  время в циклах. Господь, носящий свернувшуюся змею как украшение, означает, что творение происходит циклично и зависит от времени, но Сам Господь превосходит время. Правая сторона тела символизирует деятельность человека, основанную на знаниях, разуме и логике. Змея, смотрящая вправо от Господа, означает, что вечные законы разума и справедливости Господа сохраняют естественный порядок во вселенной.


15) Место кремации. Шива, сидящий на месте кремации, означает, что Он повелевает смертью в физическом мире. Поскольку рождение и смерть цикличны, контроль над одним подразумевает контроль над другим. Таким образом, Господь Шива почитается как высший контролер рождения и смерти в феноменальном мире.



Другое описание атрибутов Шивы


Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):

Агни  –  огонь.

Аджагава  –  собственное имя лука Шивы.

Акшамала (akṣamālā)  –  «чётки». Чётки из плодов дерева рудракши. 

Анкуша (aṅkuśa) – «крюк». Стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане.

Ардхачандра (ardhacandra) – «полумесяц». Месяц в волосах Шивы. Одно из имен Шивы «Чандрашекхара»  –  носящий Чандру в своих волосах. Чандра в Джйотиш связан с умом, этот символ указывает на то, что Шива как совершенный йогин совершенным образом контролирует Ум.

Бхасма / вибхути (vibhūti)  –  «пепел». Символ отрешённости от мира.

Бхиндипала (bhindipāla) – «копьё». Вид короткого копья или стрелы, метаемого рукой или выстреливаемого через трубку.

Вина (vīṇā)  –  музыкальный инструмент, вид лютни.

Гада (gadā)  –  булава-жезл.

Ганга (gaṅgā)  –  небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под её поток голову и опутал её волосами, усмирив тем самым течение.

Дамару (ḍamaru) – «барабан». Маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение.

Данда (daṇḍa)  –  «посох», «трость». Посох в одной из правых рук Шивы  –  специальное приспособление, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары).

Джата (jaṭa)  –  тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. Отсюда имя-эпитет Шивы  –  Джатадхара (носящий джату).

Капала (kapāla) – чаша из черепа. Один из символов аскезы.

Капаламала (kapālamālā) – ожерелье из черепов или костей, которые обтачиваются в виде черепов; чётки в виде черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; восемь черепов  –  Локапалы; пятьдесят черепов  –  буквы санскрита (согласные).

Капарда (kaparda) – тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. См. также Джата. Отсюда имя-эпитет Шивы  –  Капардин (носящий капарду).

Каумуди (kaumudī) – «полумесяц». Сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом. 

Кришнамрига (kṛṣṇamṛga) – «чёрная антилопа». Антилопа или лань  –  символ постоянного движения человеческого ума. Шива держит её в одной из правых рук, что символизирует успокоение человеческого разума. 

Кунда (kuṇḍa) – «кувшин». Кувшин с водой. Символ амриты. В Вамачара-тантре  –  символ йони. 

Кхадга (khaḍga) – «меч». Тип меча. Символ духовной мудрости. По своим функциям близок к анкуше. 

Кхатванга (khaṭvāṅga) – вид дубины с черепом на вершине.

Кхетака (kheṭaka) – «щит». Вид щита. Символизирует ашта-аварану (восемь защит) шиваизма: Гуру, Лингам, отрешённость (вайрагья, авадхута), святую воду, освящённую пищу, священный пепел, зёрна для ритуальных предметов и Панчакшара-мантру. 

Лингам (liṅga)  –  «метка», «знак». Символ бесформенности Абсолюта и творческое начало. 

Мудра (mudrā) – «печать, знак». Символическое и/или ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров. 

Нага (nāga)  –  «кобра». На голове, шее, на руках и ногах, на поясе, перекинутой через плечо (вместо брахманского шнура). Символизирует контроль внутренней энергии; также символ мудрости и вечности.

Нанди (nandī) – «счастливый». Белый бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он  –  символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырёх ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. 

Парашу (paraśu) – «топор». Боевой топор. 

Паригха (parigha) – «дубина». Дубинка с железными зубьями. 

Паша (pāśa),  –  «петля», «природа». Петля-аркан, символ власти Шивы над дживой.

Пустака (pustaka), – «книга». Книга или свиток. Символизирует Веды как изначальное знание или шайва-джняну.

Рудракша (rudrākṣa)  –  «глаз (слеза) Рудры». Семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы. Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем. 

Слоновья шкура – слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам, шкура принадлежала убитому Шивой асуру, который притеснял богов.

Тандава – Шиву часто изображают танцующим, что символизирует вечный танец Вселенной  –  тандава. Танец осуществляется над телом убитого асура Апасмары. 

Тигровая шкура – тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены воспылали к Шиве страстью.

Тришула (triśūla) – «трезубец». Один из основных и важнейших атрибутов Шивы. Символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны и т. д. 

Трипундра (tripuṇḍra) – «три черты». Три линии из священного пепла (вибхути). 

Чиллум (chillum) – Ритуальная трубка для курения чараса. Шива курит чиллум и медитирует, созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную.

Шакти (śakti) – «мощь», «сила». Энергия, Супруга Шивы. 

Шанкха – «раковина».




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Свита Шивы


В мифологии гана  –  свита Шивы. Может состоять как из различных групп божеств, так и из различных существ, т. н. демонического плана. Они находятся под начальством Ганеши и обитают на горе Гана-парвата (Кайласа) в Гималаях.

Иногда наряду с самим Шивой начальника его свиты именуют также Махакала (санскр. – «маха-кала»; «Великое время»).


1. Дева-гана

Гана или «Паривара-девата» (санскр. parīvāra-devatā, «боги свиты») включает в себя девять групп божеств пантеона Ригведы. Эти божества выступали как помощники и свита Шивы и обычно возглавляются Ганешей или Андхакой. 

Абхасвары  –  группа второстепенных богов Ригведы. 

Адитьи  –  группа божеств (в Ригведе их семь, в эпический период их число выросло до 12-ти), сыновья Адити и Кашьяпы.

Анилы  –  В древнеиндийской мифологии божества ветра. Главный из анил входит в число васу. Анилы принадлежат к гане божеств, которая подчиняется Ганеше и помогает Шиве.

Васу  –  группа из восьми (иногда десяти) божеств, упоминаемая в Ведах и описываемая в Пуранах.

Вишвадевы  –  группа божеств Ригведы, управляемая Индрой.

Махараджики  –  группа второстепенных богов Ригведы, общие их число может доходить до 250.

Рудры  –  группа божеств Ригведы; божества бури, ветра, грома и молнии. В эпический период определилась группа 11-и имён марутов: Аджа-экапад, Ахир-будхнья, Хара, Ниррита, Ишвара, Бхувана, Ангарака, Ардхакету, Мритью, Сарпа, Капалин.

Садхьи  –  являются олицетворениями ведийских обрядов и молитв.

Тушиты  –  (санскр. Tushiâs)  –  группа второстепенных богов Ригведы. Обычно их число 32 или 39, но иногда отождествляется с 12-ю Адитья. Согласно Ваю-пуране, Тушиты были сыновьями праджапати Крату.

Иногда в состав ганы также включались: 

Рибху́ («искусный»)  –  группа божеств, вызывающих плодородие и богатство.

Мару́ты  –  божества бури, ветра, грома и молнии.


2. Бхута-гана

Так же есть описание ганы Шивы как собрания всевозможных духов, асуров, пишачей, бхутов, ракшасов и других, сопровождающих Шиву по собственной воле.



Шива и Парвати


284

Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica