Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
26 Февраля
Понедельник
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Статья «Стадии обучения у духовного учителя»


Гуру и ученик


В традиции Санатана Дхармы обучение у духовного учителя может быть в нескольких вариантах или уровнях, из которых можно выделить три главных:


Обучение как у бхакти-гуру

Обучение как бхакти-йога, то есть как путь веры, любви, преданности и самоотдачи Богу, в этом случае важна также гуру-йога.

Гуру в этом варианте играет роль проявленного избранного божества, его манифестации, которому ученик поклоняется, на которое он настраивается через гуру-йогу, севу, дану, упасану.

Если рассматривать семь ачар в тантризме, этот стиль обучения более характерен для пути вайшнава-ачары, где преданность и бхакти-йога — главные методы.

Это путь «только сердца», самый простой способ обучения, который может быть очень действенен для тех, чей ум прост и кто склонен к бхакти-йоге.

Здесь ученик отделен от гуру и Бога в своем видении, он является только преданным последователем, верующим.

Но такая сонастройка через веру и преданность растворяет эго с его васанами и устраняет эту разделенность.


Обучение как у шикша-джняна-гуру

Обучение, сочетающее бхакти-йогу и джняна-йогу, где большую роль играют «шикша» — устные наставления и слушание учения (шравана), а также «манана» — анализ, размышление и устранение сомнений и ограничений в сознании через это.

Здесь, кроме веры и преданности, важно понимание ученика, важны наставления ученику по учению, недвойственной философии, воззрению адвайты. В этом случае гуру играет роль «шикша-джняна-гуру».

Эта стадия содержит все элементы первого способа обучения — бхакти-йогу, гуру-йогу, но кроме них включает еще в себя джняна-йогу, развитие вивеки — мудрости различения.

Она считается более продвинутой формой обучения и характерна для шайва-ачары, в которой поклонение Богу происходит в духе недвойственности, из воззрения джняна-йоги.

Здесь ученик, кроме воспитания веры и преданности, поклонения гуру и любви к Богу, начинает осознавать свое единство с гуру на уровне недвойственного воззрения и пытается созерцать.

Здесь ученик приближается близко к гуру на уровне тонкого различающего интеллекта и тонкого понимания принципа осознанности как главного элемента.


Обучение как у тантрического или йогического дикша-гуру

Это обучение, сочетающее и бхакти-йогу, и джняна-шикшу, то есть устные наставления по философии и садхане созерцания, и кроме этого оно включает ведическое или тантрическое посвящение (дикшу) в тайные методы традиции, включающее принятие особых обетов самайи (клятвы верности ученика гуру и своей линии передачи как Прибежищу) и личную интенсивную практику.

Можно сказать, что ученик становится полным инициированным учеником (дикшита) именно с этого момента.

Здесь ученик, как и в предыдущих уровнях, идет путем бхакти-йоги, гуру-йоги, веры и преданности, но гораздо глубже — до полной самоотдачи.

Он также получает устные наставления, пробуждающие его джняну, внутреннюю просветленную недвойственную мудрость осознавания.

Но кроме этого, он изучает много тайных йогических или тантрических методов, упай, мантр, крий, прайог и применяет их ежедневно в своей садхане.

На этом пути он учится тайным методам и пытается пробудить в себе самом брахма-ахам-бхаву как внутреннюю гуру-таттву, чтобы предаться ей как своему Атману.

Он реально открывает в себе тонкие магические силы, сопровождающие этот процесс.

Это более индивидуальное обучение, где личные наставления гуру и отождествление с гуру играют большую роль.

Здесь ученик приближается к гуру на уровне силы, божественных энергий. 

Поэтому учения, которые передаются здесь, наиболее сильны и глубоки.

Это обучение напоминает обучение ученика магии у учителя-мага, поскольку здесь учитель передает свою недвойственную осознанность как свою реальную силу ученику и, кроме этого, свое знание в просветленной активности — оперировании энергиями, и, в целом, здесь большую роль играют различные божественные силы и энергии, которыми ученик учится владеть на пути к освобождению.

Отличие от магии в том, что ученик стремится не столько развить магические силы (сиддхи), как в магии, а в первую очередь очистить карму, достичь просветления и освобождения, соединиться с Богом.

Этот стиль обучения характерен для дакшина-, вама- и сиддханта-ачары.


Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири

Ноябрь 2023 г.

Ом

269

Возврат к списку

Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica