Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Подтвердите, что вы не робот*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
11 октября
Пятница
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Семь риши

Семь риши

Саптариши (санскр. «семь мудрецов») — святые почитаемые в Санатана Дхарме, семь боже­ственных сыновей бога Брахмы, рожденные из его ума (манаса-путра).

Семеро риши считаются творцами вселенной и Праджапати, прародителями всех ныне живущих. По именам саптариши в индийской астрономии называются семь основных звезд созвездия Большой медведицы. Эти звезды считаются их телами.

Согласно другим преданиям, древние риши ког­да-то, в период трета-юги, во времена Рамы, были людьми, следующими пути Освобождения, вели жизнь аскетов в глухом лесу. Они достигли великих духовных знаний и обрели способности странство­вать в трех мирах, став подобными богам.

Васиштха

В соответствии с «Трипура рахасья», Васиштха — один из величайших риши, известный как семей­ный наставник царей Солнечной династии, всегда соблюдающий строжайшую приверженность испол­нению долга и обрядов, предписанных священными писаниями.

Согласно тексту «Йога Васиштха», в эту эпоху он родился уже в восьмой раз, т.к. при создании мира Господь всегда создает нескольких мудрецов, в том числе риши Васиштху.

Бхарадваджа

Бхарадваджа был великим мудрецом, изучав­шим Веды. Однако на это ему не хватило и трехсот лет. Тогда Индра сказал ему: «Откажись от желания изучить все Веды. Вместо этого исполни ритуал, которому я научу тебя, это наделит тебя плодами ведического учения, полными и совершенными». Бхарадваджа решил исполнить этот ритуал.

Но мудрец захотел, чтобы Шакти наблюдала за ритуалом и благословила его. Поэтому он пошел на Кайлас, но время оказалось неподходящим: Шива и Шакти соревновались в искусстве танца, стремясь выяснить, кто из них сможет танцевать дольше. Это длилось восемь дней, прежде чем Шакти заметила Бхарадваджу, стоящего на холоде. Она только броси­ла улыбающийся взгляд на него, продолжив испол­нять свой танец. Мудрец ошибочно принял ее улыбку за отказ, поэтому он повернулся спиной к Кайласу и начал спускаться с горы. Внезапно его левые нога, рука и глаз оказались парализованы. Шива увидел, что он упал, подошел к нему и утешил его.

Бхарадвадже было сказано, что Шакти в дей­ствительности благословила его и его ритуал. Затем Шива восстановил его силы и излечил, окропив во­дой из камандалу. В ответ на мольбу мудреца Шива и Шакти выразили свое согласие посетить ритуал. После того, как ритуал был завершен, они остались так довольны им, что Шива сказал Бхарадвадже, что он и Шакти примут человеческие формы и будут трижды рождаться в роду Бхарадваджи.

Джамадагни

Риши Джамадагни был мужем Ренуки и отцом Па­рашурамы, его история рассказывается в «Махабха­рате».

Однажды Ренука пошла за водой для пуджи. Про­шло много времени, а она все не возвращалась. Через какое-то время она пришла, и Джамадагни спросил ее, почему она так задержалась. Ренука же увидела возле водоема зрелище супружеских ласк царя Чи­траратхи и его жены. Смотря на них, она забыла, что пришла за водой и у нее появились нечистые мысли.

Когда Джамадагни заметил это, он приказал сво­им сыновьям умертвить ее. Трое старших отказались сделать это и были прокляты отцом, после чего об­ратились в идиотов. Четвертый сын Парашурама отрубил матери голову, что вызвало милость Джама­дагни. Тогда Парашурама попросил отца возвратить мать к жизни в прежней ее чистоте и полном неве­дении о случившемся с нею, а также вернуть разум его братьям. Все это было выполнено Джамадагни.

Однажды, царь Картавирья во время охоты по­сетил хижину Джамадагни, который щедро угостил царскую свиту с помощью своей коровы, исполня­ющей желания. Царь попросил мудреца отдать ему чудесное животное, но Джамадагни ответил отказом, за что был убит. Когда Парашурама узнал о случив­шемся, он пришел в ярость, погнался за Картави­рьей, настиг его и убил в бою. После чего он убил всех кшатриев в мире, предоставив верховенство в мире брахманам, выполнил очистительные риту­алы и удалился в горы.

Гаутама

Риши Гаутама известен как гуру Индры и автор нескольких гимнов «Ригведы» и гимна «Бхадра», «Самаведы». Он же является основателем системы логики — ньяи.

Супруга риши Гаутамы, Ахалья, так же как и сап­тариши была рождена из ума творца вселенной Брах­мы. История о том, как Гаутама получил ее в жены, описана в пуранах. Брахма объявил, что руку его прекрасной дочери получит тот, кто первым обой­дет вокруг земли. Гаутама, сильно не утруждая себя, обошел вокруг персонифицированной земли в виде коровы и получил руку Ахальи.

Однажды Шива совершал тапас на Кайласе, а Вишну — на Сиддхешваре (пике, следующим за го­рой Кайлас). Туда же пришел и риши Гаутама для совершения аскезы. Он каждый день ходил на Кай­лас, чтобы служить Господу Шиве. С помощью сил, полученных в результате этого, риши создал Гаутама Гангу — реку, которая течет там и по сей день.

Река тогда была очень широка, и ее было труд­но пересечь, поэтому риши попросил Гаутама Гангу сделаться уже. Но Гаутама Ганга стала упрямой и от­казалась подчиниться, поэтому риши проклял ее и послал вниз под землю. Тогда Гаутама Ганга стала течь под землей до места слияния с Гангой в Бенаресе, это подземное слияние существует и сейчас. Однако риши вовремя сжалился над Гаутама Гангой и поднял ее на поверхность неподалеку от Хайдакхана, где она продолжает течь меньшим потоком и сегодня.

Атри

Атри — ведический мудрец-риши, рожденный силой разума бога-творца Брахмы, является одним из мифических авторов «Ригведы». Брахма поручил Атри помогать ему в работе над творением согласно грихастха-дхарме. Женой Атри стала благочестивая Анасуя.

Атри и Анасуя составили превосходную пару, но приказ Брахмы помогать ему в акте творения оста­вался невыполненным. Тогда Атри, сопровождае­мый своей женой, пошел к берегам реки Нирвиндья и начал очень суровый тапас. Стоя на одной ноге в гарудасане, контролируя дыхание согласно пра­вилам пранаямы и питаясь воздухом, он погрузился в нирвикальпа-самадхи на сто лет.

Пока ее муж был занят строгим тапасом, Анасуя, как идеальная жена, неусыпно охраняла его тапас, чтобы никакие препятствия не могли помешать луч­шему из лучших. Достижения Атри вызвали удивле­ние во всех мирах. Благодаря такому тапасу у четы родился Даттатрея.

Однажды в крита-югу, когда распространились несчастья и болезни и мир живущих существ раз­рушался, именно Атри достиг видения аюрведы. В другой раз, когда люди почувствовали, что «Дхар­ма шастра», составленная Ману, стала непонятной, Атри сам написал смрити красивыми, ясными и лег­кими для понимания словами.

Так он совершил множество великих дел для про­цветания мира.

Вишвамитра

Его имя достаточно часто упоминается в тре­тьей мандале «Ригведы», в том числе в связи с га­ятри-мантрой, воспеваемой миллионами индийцев ежедневно в полдень, на рассвете и перед закатом.

Однажды, царь по имени Каушика, пожелал ото­брать у Васиштхи его божественную корову… В конце концов после долгой и безуспешной борьбы с вели­ким риши, Каушика пришел к пониманию того, что духовное могущество аскета далеко превосходит мирские силы, даруемые царской властью. Желая одолеть Васиштху и стать более могущественным, чем риши, он отказался от своего царства и, назвав себя Вишвамитрой, приступил к суровому покаянию. Мытарства и вызовы, с которыми сталкивается ге­рой, стремящийся обрести титул брахмарши (невоз­можный для человека), весьма интересны, например, в процессе своего становления подвижник доходит даже до сотворения собственными усилиями новой райской планеты Тришанку Сварга…

Будучи уже брахмариши, Вишвамитра воспиты­вал юных воинов — Раму и Лакшману, он передал им божественное оружие и знание Дхармы. По его при­казу Рама и Лашман убивают могучих демонов Та­раку, Маричи и Субаху. Вишвамитра приводит Раму на церемонию сваямвары принцессы Ситы, будущей жены Рамы.

Кашьяпа

Согласно космогоническому мифу, изложенно­му в «Шатапатха брахмане», Праджапати создал все живое, воплотившись в космическую черепаху. Эта черепаха и есть Кашьяпа, поэтому говорят, что все живые существа — потомки Кашьяпы.

Кашьяпа взял в жены тринадцать дочерей Прад­жапати Дакши (Адити, Дити, Кадру, Дану, Вината, и др.). Именно от этого брака, по преданиям, прои­зошли все живые существа. Так, от Адити и Кашьяпы произошло 33 божества деваты (12 адитьев, 8 васу, 11 рудр и ашвины), в том числе Вамана как аватара Вишну и Вивасват. От сына последнего — Ману — про­изошли люди. От жены Дити появились дайтьи, от Винаты — Гаруда и Аруна, от Кадру — наги, Дану — да­навы, Муни — апсары и т. д. Кашьяпа Муни являтся отцом большого разнообразия живых существ, зани­мая почетное место среди Праджапати (прародите­лей). Он также родоначальник нескольких династий брахманов; его сыновьям Асите и Аватсару, а также детям последнего — Нидхруве и Ребхе, принадлежит открытие ряда ведийских мантр.

К известным его трудам относятся «Кашьяпа самхита» и «Васту шастра», описывающая природу пространства (строительство и устройство жилищ, дворцов, храмов и т.п.).


1175

Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
[email protected]

Yandex.Metrica