Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Подтвердите, что вы не робот*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
12 октября
Суббота
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Дурга

Дурга

«Её истинную форму не знают Брахма и остальные боги, поэтому Она названа Непостижимой. Её предела никто не знает, поэтому Она названа Бесконечной. Её никто не способен воспринять, поэтому Она названа Бескачественной. Её происхождения никто не знает, поэтому Она названа Нерождённой. Лишь Она присутствует везде, поэтому Она названа Единой. Она же явлена в образе всего сущего, поэтому Она названа Множественной.

Итак, Она именуется Непостижимой, Бесконечной, Бескачественной, Нерождённой, Единой и Множественной… Выше Её ничего нет. Так прославлена Она, Дурга. Пред Ней, Дургой, Труднодостижимой Богиней, Уничтожающей пути зла, Спасающей из океана мирского существования, склоняюсь я, испуганный этим миром».

«Деви Упанишада»

Богиня Дурга: значение имени

Имя «Дурга» (санскр. दुर्गा) в переводе означает «непостижимая», «неодолимая», «неприступная», как крепость.

Изначальная её суть есть Ади Парашакти — это непостижимое состояние бытия, и в то же время небытия — некая сила, предваряющая творение Вселенной и сила, присутствующая после разрушения мира. Дурга, как проявление женского аспекта божественной сути, олицетворяет собой энергию жизни.

В ведическом пантеоне есть множество богинь, олицетворяющих светлую силу богини-матери в различных её проявлениях. Так, супруга Шивы предстаёт как в милостивых аспектах: Парвати, Сати, Ума; так и в грозных - как Кали и Дурга. Но это лишь аспекты единой божественной сути, но не отдельные божества.

Её именами также являются Деви, Шакти, Кали, Парвати, Ади Парашакти, Амба, Бхайрави и другие. «Дурга-аштоттара-шатанама-стотра» («Гимн ста восьми имён Дурги») содержит список 108 имён богини, которыми она почитается. Перечислим некоторые из них: Агниджвала (извергающая огненное пламя), Анекашастрахаста (многорукая), Бхавини (прекрасная), Бхавани (породившая Вселенную), Джайя (победоносная), Крия (действующая), Сундари (великолепная), Тринетра и Триямбека (трёхглазая), Викрама (жесточайшая). Среди аватар Дурги известны её воплощения под именами Кали, Бхагавати, Бхавана, Амбика, Лалита, Гаури, Кандалини, Ява, Раджесвари.

В индуистском направлении Тантризма наименование богини трактуется по-своему: звук «ду» ассоциируется с четырьмя асурами (бедность (или даридра), дурные привычки (дурвьясана), голод (или дурбгикша) и страдания (или дугкха). Следующий слог «р» может быть связан с болезнями (или рохагхна), а звучание «га» напоминает слово грехи (или папагхна), антирелигиозность человека, жестокость, проявления лени, несправедливости и остальных пагубных пристрастий. Богиня борется и разрушает все эти типы зла, направляя человека на путь добра, созидания, приближая его к божественному познанию и просветлению.

Дурге присуща решительность, настойчивость в достижении намеченной цели, непобедимость, ярое стремление одолеть противостоящие силы на Пути. Она созидает и разрушает, проявляет смирение и одновременно неподвластность, облачается в светлые добрые качества и в то же время может явить ярость и навести страх. Дурга - это некий трансформирующий силовой элемент, направленный на восстановление существующего порядка в мире. Считается, что Дурга меняет ситуацию плавно, трансформирует ее, а не рубит с плеча как Кали. Но несправедливостям нет пощады. Дурга также меняет ситуацию внутри человека. В индуизме считается, что она способна помочь побороть зависимость человека от негативных качеств.

Описание Дурги в «Йога Васиштхе»

«Так как она проявляет гнев по отношению к неправедности, её называют Чандикой. Так как её цвет подобен синему лотосу, её именуют Утпала. Она - Джайя, так как всегда побеждает. Сиддха - потому что полна совершенств. Дурга - ибо её реальная природа неподвластная нашему пониманию. Её называют Умой, так как она суть священного звука ОМ. Она Гаятри, потому как её имена всеми воспеваемы. Она белого, жёлтого или красного цвета, поэтому она Гаури. Она Биндукала (луч Луны), так как она пребывает в луче света на тонкой вибрации ОМ».

«Йога Васиштха», глава 6 «Об освобождении»

Богиня Дурга описывается в «Йога Васиштхе» как тень Рудры, проявленная в момент разрушения мира. Согласно древнему писанию «Йога Васиштха», изначальное чистое Сознание воспринимает себя вследствие движения, возникшего в нём. Это приводит к появлению двойственности и ограничения восприятия этого мира, лишь освободившись от которых, можно достичь освобождения. Рудра является воплощением разрушения Вселенной. Он — воплощённая тьма, сияющая внутренним светом, находящаяся в движении в самой себе, подобно воздуху в пространстве, а в каждом живом существе он суть дыхание и жизнь их. Васиштха описывает Раме момент разрушения мироздания, когда проявляется Рудра, суть которого есть пространство Вселенной, чистое Сознание, и лишь по окончании движения в пространстве достигается гармония и равновесие. Это движение символично представлено как танец Рудры, тень которого выходит вперёд него и начинает свой танец в пространстве, создавая и разрушая, изменяясь в формах в мгновение ока, и непостижимы разуму её проявления во всём их многообразии. Это была богиня Кали, она же Бхагавати, Дурга, обликом подобная тёмной ночи, словно всё бесконечное пространство мироздания воплотилось в ней. На ней было ожерелье из черепов побеждённых ею демонов. Её форма была неуловима для взора и видоизменялась мгновенно, она увеличивалась во время своего танца.

Всё, находящееся в пространстве, вертелось в бесконечном танце богини. Всё пространство танцевало - все измерения, все миры. Каларатри предстала как единение различного, ночь и день, творение и разрушение, свет и тьма. В её танце все Вселенные создавались и разрушались вновь каждое мгновение. Так проявилась ярая сила богини. Пространство ощущалось как бесконечное спокойствие, это и был Шива.

Поскольку само Сознание не может быть проявлено без движения внутри него, это движение, некая вибрация в пространстве, динамическая энергия и есть, по сути, его природа, Пракрити, джаганмайя, неотделимая от него. Танец богини олицетворяет это космическое движение в пространстве. Как воздух и огонь ощущаются лишь в движении, так и чистое сознание познаёт само себя в движении. Это сила жизни. Намерение божественного Сознания. Танец продолжается пока есть это намерение. Как только эта энергия приходит в соприкосновение с божественным чистым Сознанием — Богом, она сливается с ним воедино.

«Энергия Сознания танцует, пока не видит блеск Нирваны. Когда она осознаёт Сознание, она становится чистым Сознанием».

Так описывается в «Йога Васиштхе» истинная суть богини Дурги.

Дурга в ведических писаниях и пуранах

Упоминания о богине Дурге встречаются в «Ригведе», «Атхарваведе», «Тайттирия-Араньяке», «Махабхарате», «Рамаяне» и в других текстах. «Дэви-махатмья» («Дурга Сапташати») описывает Дургу, как силу, противостоящую демону Махишасуре, который являет собой олицетворение демонических сил, — здесь превозносится женский аспект Бога.

Эта легенда отражена также в древних текстах «Девибхавата-пуране» и в «Маркандея-пуране».

Легенда о Дурге и Махишасуре

Существует история о могущественном демоне по имени Махишасура; его особенность заключалась в том, что никто не мог убить его, за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах.

Боги и полубоги во главе с Брахмой и Вишну отправились к богу Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива разъярился, однако он понимал, что в данном случае он так же бессилен, как и все остальные боги. В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в облике прекрасной богини.

Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст бога Шивы.

Свет Рамы наделил ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну – двумя руками.

Лунный свет дал ей две груди, а свечение Индры – среднюю часть туловища.

Бедра были рождены сиянием Варуны (бога воды), а ягодицы – теджасом (огнем) Притхиви (Земли). Свет Брахмы стал ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца.

Свет Басу (хранителей восьми сторон света) превратился в пальцы ее рук, а сияние Куберы – в ее нос. Три глаза богини возникли из блеска трехглавого Агни (бога огня).

Уши были рождены светом Марута (бога воздуха), а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других полубогов.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его этой богине.

Вишну создал диск из своей чакры (метательного диска).

Варуна дал ей копию своей раковины, Паван (Марут) – лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры (громовой стрелы) еще одну стрелу.

Яма, бог смерти, даровал ей данду (жезл), а Брахма – камандалу (сосуд для воды).

Солнце наполнило своим свечением все поры тела богини, а Кала (бог времени) одарил ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес ей боевой топор и непробиваемые доспехи.

Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты.

Богиня издала рев, от которого содрогнулись все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Один за другим они являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Дургой. После смерти своих верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось – он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда. Затем Дурга сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили богиню.

Итак, Дурга возникла из гнева Вишну, Шивы, Брахмы и других индуистских богов, и их оружие стало ее оружием. Гарцуя на свирепом льве, она сражает и убивает самого Махишасуру и его армию. Этот демон олицетворяет эгоистические пристрастия, для удовлетворения которых используется грубая жестокая сила. Символично, что Дурга уничтожает демона, который олицетворяет тамо-гуну, то есть лень, невежество и духовную инертность.

Итак, Дурга уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в материальном мире, причем она желает добра всем и каждому – даже тем, кого уничтожает. После того как Дурга уничтожила Махишасуру, боги спросили: «Мать, ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же ты участвовала в этом ужасном сражении?» Дурга ответила: «Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ». Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но преобразить его в благую энергию.

Также Дурга упоминается в «Сканда-пуране», «Бхавана-упанишаде», «Курма-пуране».

В «Сканда-пуране» Дурга отождествляется с Изначальной Пракрити и Шакти. В «Бхава-упанишаде» Она восхваляется как Брахмарупини (Подобная Брахме). В «Курма-пуране» Она отождествляется с Ниргуна-Брахманом (Богом-Абсолютом).

Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе, силе Высшего Сознания (Брахмана). По призыву Брахмы перед ним воплотилась Божественная Мать; Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить.

Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: «Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь». Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну - тем временем сам бог Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.

О Дурге имеется множество историй, которые являются одновременно и очень похожими, и достаточно различными, однако все они наминают нам о самом важном: когда бы Божественная Мать ни воплощалась в каком-либо облике, Она всегда проявляет Себя как слияние свечения всех богов и полубогов. Она представляет Собой объединенную Божественную Силу. Эта Божественная Сила воплощается в формах, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей. Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, превращаясь в единую Божественную Силу под названием Шакти - она проявляется в облике Богини, чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие. Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные - на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.

Древние легенды о богах и Богинях подчеркивают победу добра над злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого существа. Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляет собой демоническую силу внутри нас; она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы. В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных обретений.

Дурга символизирует недвойственное существование наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии. Будучи Божественной Матерью, Она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и каждому - даже тем, кого уничтожает, ибо Она приходится Матерью и этим созданиям.

Изображение богини Дурги

Дурга - богиня воительница, неустанно противоборствующая демонической природе, поэтому она всегда изображается держащей в руках оружие разных видов, полученное ей от богов: Шива даровал ей трезубец, Вишну - чакру (диск), Брахма - камандалу, Варуна - шанкху, Индра - стрелу, Яма - данду, Кала - меч, Вишвакарман - боевой топор. Это оружие олицетворяет средства борьбы с силами, препятствующими на Пути.

Она изображается верхом на льве или тигре. Лев - вахана (ездовое животное) Дурги, символизирует мощную жизненную силу и контроль Дурги над этой силой.

Богиня Дурга имеет от восьми до восемнадцати рук. Три глаза богини символизируют Солнце, Луну и Огонь - прошлое, настоящее и будущее, которыми управляет Дурга.

Изображения Дурги представлены во многих храмах Индии, в частности, богиня-мать в семи формах - Саптамарткаса, или в восьми - Аштаматрика (в Непале). Также рельефные, высеченные в камне сцены из «Дэви Махатмьи» можно увидеть в храмах Варанаси.

Богиня Дурга может быть проявлена в девяти различных аспектах, в каждой своей форме Дурга предстаёт с уникальными чертами и характером. На санскрите эти девять проявлений именуются как «навадурга».

Мантры Богине

Магическая мантра богине Дурге – очень сильный и мощный энергетический инструмент. Эта молитва способна очистить человеческое сознание, изменить ход мыслей.

Звучит песнь мантры так: «Ом Дум Дургайе Намаха».

Нередко используется и несколько иной, более развернутый текст божественной мантры: «Ом Шарана-Гата Динартха Пари-Трана Параяни Сарва Шакти Харе Деви Нараяни Намостуте Джей Ма Дурга».

Если обращение ниспосылается Кали, одной из ипостасей Дурги, богини Вечности и глобальных изменений, звучит оно так: «Кали Дурге Намо Намах».

Помимо мантр, воспеваемых каждой из божественных форм Дурге, существуют и те, что служат для призыва энергии богини, соответствующие каким-либо ее аспектам:

  • «Ом Дум Дургая Намаха» - читается для трансформации негативных энергий в позитивные и светлые;

  • «Ом Айм Хрим Клим Чамундайе Виччей Намах Ом» - сокрушает злые проявления в разных их аспектах;

  • «Ом Шарана-Гата Динартха Пари-Трана Параяни Сарва Шакти Харе Деви Нараяни Намостуте Джей Ма Дурга» – защищает от темных сил, различных напастей, устраняет помехи на Пути.

  • «Ом Айм Хрим Клим Чамундайе Виччей Намах Ом» – мантра Чамунды Дурги для разрушения зла и негатива. Чамунда – самое яростное проявление богини.

Дурга-янтра

Дурга-янтра - некая геометрическая конструкция, несущая вибрации той божественной энергии, которую олицетворяет Дурга.

В центре Дурга-янтры располагается состоящая из четырёх треугольников девятиконечная звезда (как и в Шри-янтре). Три треугольника, расположенные вершинами вверх, - это символ творческих созидательных энергий нашей Вселенной - символично представленные боги Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель; четвёртый треугольник отражает суть женского творческого начала - это и есть символ божественной энергии богини Дурги, объединяющей все силы богов Тримурти. На пересечении всех четырёх внешних треугольников, олицетворяющих божественные энергии, в центре янтры сформировывается треугольник - символ проявления самой богини Дурги в нашем мире, заключающей в себе все аспекты божественной силы.

В центре янтры точка бинду - божественный свет богини Дурги. Звезда окружена восьмилепестковым лотосом, лепестки которого символизируют огонь, воздух, воду, землю, пространство-акашу, ум-интеллект, подсознание, сверхсознание. Три круга, в которые вписан центральный элемент, представляют собой прошлое, настоящее и будущее. Олицетворяющий материальный проявленный мир, с четырьмя сторонами, символизирующими четыре первоэлемента, внешний защитный квадрат бхупур выполнен в золотистом цвете, он символизирует сияние божественного света.

Медитация на Дурга-янтре позволит вам соприкоснуться на тонком плане с силой божественной матери Дурги. Энергии богини Дурги призывают с помощью данного изображения. Она приходит на помощь тем, у кого возникают трудности на Пути духовного развития.


14499

Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
[email protected]

Yandex.Metrica