Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
4 ноября
Понедельник 2024 год 00:00:00
Время
по ведическому летоисчислению 5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
|
||
Мантра дня
|
||
Учение Лайя-йоги подобно большому, красиво цветущему дереву, у которого есть и корни, и ствол, и ветви, и листья, и цветы, и плоды. Все методы Учения расположены на своем месте, они прекрасно сочетаются и гармонично сосуществуют в Древе Учения, не имея противоречий друг с другом. Все в нем имеет свою функцию, назначение и цель.
В Учении есть пять главных направлений: Мудрость (Праджня-янтра), Энергия (Шакти-янтра), Йога сновидений (Нидра-янтра), Свет (Джьоти-янтра) и Звук (Нада-янтра).
Если представить в целом все Древо Учения, то корнями здесь являются три осознанности или три свободы – тела, речи и ума. Три свободы означают, что мы находимся в естественном, раскрепощенном, ничем не обусловленном состоянии. Оно не обусловлено ни в теле, ни в речи, ни в мыслях, и нахождение в таком состоянии является корнями Учения.
Но у дерева также есть ствол, и методами ствола являются методы Праджня-янтры (учение Мудрости). Это методы раздела созерцания – такие, как работа с санкальпами, искусство Махашанти или девять самоосвобождений, раздела Божественной Гордости, и раздела Шамбхави-мудры. Это главные методы, относящиеся к стволу Древа Учения. То есть, сущность Учения заключается в том, чтобы созерцать, быть осознанным, пребывать в самоосвобожденном присутствии.
Есть также методы-ветви. Это особые искусные методы, которые позволяют развить и углубить созерцание. Методы-ветви – это и есть Шакти-янтра (учение Энергии), Нада-янтра (учение Звука), Нидра-янтра (учение Йоги сновидений) и учение Света (Джьоти-янтра).
Есть так называемые методы-листья (дополнительные мелкие методы). Их очень большое количество, как листьев на дереве. Методы-листья – это не главные методы, не коренные, но они помогают нам развить наше созерцание, тот или иной аспект практики.
И есть методы-цветы. Методы-цветы выражают аспект чистого видения, аспект цветения Дхармы. Это как прекрасные цветы на дереве Дхармы. К ним относятся, например, садхана призывания Даттатрейи, Лакшми.
Учение, практика Дхармы – это не есть некий один метод, это древо-метод, который представляет собой многомерность, большую систему, многовариантность, полифонию. Учение – это не какие-то философские положения или два-три метода, это целое большое дерево. И в этом дереве очень важно не запутаться понимая, что является стволом, что – корнями, что – листьями, а что – цветами. Поскольку, если мы не поймем иерархию методов в многообразии, мы можем не понять, какие же акценты делать и на чем, каково место каждого метода в Учении.
Но если четко понимать, что корнем является пребывание в естественном состоянии, то понятно, что сущность Учения неопределима, и заключается в пребывании в осознанности. Если понять, что есть развитие созерцательных практик, то ясно, на чем же держится это дерево, что является его стволом. И когда мы применяем другие методы, то учимся вплетать и практиковать их в контексте понимания Древа Учения.
Тибетский святой Тилопа давал такие наставления: «Используй не один метод, а множество».
Для чего необходимо множество методов? Множество методов – это кажущееся множество и многообразие. На самом деле, метод один, и мы являемся практиками одного метода. И этот главный метод заключается в том, чтобы пребывать в созерцательном присутствии (Сахаджа-стхити). Поэтому еще наше направление называется Сахаджья, школа Сахаджьи. Принцип Сахаджьи – это прямое непосредственное переживание недвойственности. Сиддхи Сахаджаяны учили, что реальность невозможно понять с помощью метода, действий, концептуальных ограничений, философии.
Пребывание в состоянии Сахаджьи – это корень Учения. Т.е. в первую очередь мы слушаем внутреннюю спонтанность естественного осознавания, а во вторую – делаем техники, выполняем ритуальные практики, методы и прочее. Но если вы выполняете много техник, ритуалов, читаете мантры, носите определенный вид одежды, выполняете поклонение, но у вас нет практики осознавания, т.е. вы не пребываете в этой спонтанности, то значит, все-таки вам не удается попасть в измерение Учения Лайя-йоги.
По мере того, как мы пребываем в естественном состоянии и учимся быть осознанными, объединять созерцательное присутствие с различными проявлениями нашей жизни, постепенно наступает отдача этому естественному состоянию. Естественное состояние не связано ни с логикой, ни с философией, ни с культурой, ни с какой-либо религиозной традицией. Скорее, это сущность нашего мира, сущность Вселенной, что еще называют Праджняна (исконная мудрость осознавания), Парабрахман. По мере того, как мы укореняемся в естественном состоянии, наш ум все больше доверяет ему и все больше отдается.
Учение Праджня-янтры, которое является стволом, описывает процессы самоосвобождения и самотрансценденции. Оно учит, как надо правильно практиковать, чтобы мы могли войти в эти процессы.
Раздел Праджня-янтры, касающийся божественной гордости, делает акцент на чистом видении, Гордости Божества (дивья-бхаве). Раздел, касающийся Шамбхави-мудры, делает акцент на пространстве и созерцании пространства. Раздел созерцания связан с учением «О девяти санкальпах», о девяти самоосвобождениях, он учит работать с умом и применять тонкие методы, которые бы устраняли зацепки нашего ума. Все эти три раздела только кажутся разными, по сути, они все ведут к одному и тому же, хотя у них есть свои особенности и методология.
Три этих раздела мы изучаем и практикуем всю жизнь, поскольку они являются очень важными для понимания. Если вступать в Учение Лайя-йоги, нужно досконально разобраться в этих разделах. Они не имеют ничего общего с умозрительной философией, это практические разделы, в них говорится только о том, как заниматься практикой, созерцанием, чтобы устранить свое неведение. И если вы правильно поняли Учение Праджня-янтры, то любые другие методы вы легко впишите, интегрируете в общий контекст практики.
Учение обладает довольно изощренной структурой и множеством методов, однако вся структура и методы предназначены только для удобства и понимания, на самом деле все разделы Учения говорят только об одном: как пребывать в нашей изначальной природе. Почему нужно столько методов и такие искусные средства? Потому что мы очень далеко ушли от своей изначальной природы, и даже когда мы слышим о ней, не так-то просто в нее вернуться, мы от нее очень далеко, очень серьезно ушли. Наша изначальная природа Сахаджья, Всевышний Источник, Бог, Брахман, Абсолют – это идентичные понятия. Все, что нам необходимо, это учиться возвращаться к этой природе.
Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
[email protected]