Заявка
Для желающих принять Символ Веры
Имя, Фамилия *
Контактный e-mail *
Город *
Дата рождения *
Отправить
Заявка
Для желающих присоединиться к медитации
Имя, Фамилия *
Контактный e-mail
Город *
Отправить
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2017 ГОД - ГОД СУТРЫ, УСИЛЕНИЯ САДХАНЫ, УКРЕПЛЕНИЯ САМАЙНОЙ ЭТИКИ И САМОДИСЦИПЛИНЫ
23 апреля
Воскресенье
2017 год

10:57:30
апрель 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
5
8
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
1
Время
по ведическому
летоисчислению
5119 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Холи

Холи (Holi) (Пхагвах, или Бходжпури) – один из наиболее красочных праздников Индии. Празднование Холи символизирует собой приход весны и начало нового года. Он проходит ранней весной, в конце февраля – начале марта: начинается в день полнолуния (последний день) в месяце пхалгун (февраль – март), продолжается на следующий день – первый день месяца чайтр (март – апрель).

 


Холи – один из старейших праздников Индии: он упоминается даже в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах, в Нарад Пуране, в Бхавишйа Пуране, Джаймини Миманса. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до н.э.

 

Считается, что в древности это был один из специальных ритуалов, во время которого замужние женщины поклонялись полной луне для привлечения счастья и благополучия в свои семьи.

 

В пьесе VII в. Харша (Харшавадхана) «Ратнавали» одно из действий происходит во время этого весеннего праздника, а в пьесе «Малтик-Мадхав» знаменитого Бхавбхути описывается сцена, когда правитель принял участие в праздновании Холи вместе со своими подданными.

 

Свои воспоминания о торжестве оставил и Аль-Бируни; другие арабские писатели средневековья также упоминают Холи, отмечая, что его празднуют не только индусы, но и мусульмане.

 

Холи также нашел отражение и в скульптурах на стенах древних храмов. Панно XVI в., находящееся в храме Хампи, изображает сцену праздника. На этой работе принц и принцесса окружены служанками, в руках которых «пичкари», из которых они собираются облить королевскую пару цветной водой. Картина «Весенняя песня, или Музыка» также изображает королевскую семью, сидящую на огромных качелях, в то время как девушки исполняют музыку и орошают друг друга цветной водой. Есть также много других картин и фресок в храмах средневековой Индии, которые запечатлели Холи. Например, картина Мевара (около 1755 г.) изображается Махарана со своими придворными: в то время как правитель раздает подарки людям, идет веселый танец вокруг сосуда с цветной водой.

 

По одной из легенд, Вишну дал четырем кастам четыре праздника – по одному на каждую. Холи достался низшим – шудрам, то есть земледельцам, рабам и слугам, однако именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех каст и почти у всех народов, населяющих Индостан; не случайно популярна поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья». Действительно, Холи в отличие о многих других торжеств, имеющих кастовые или религиозные ограничения, рассматривается как общенародный праздник, для которого не существует каких-либо границ и препятствий. Так как в этот день не проводится специальной службы (пуджа) в храме или перед домашним алтарем, то неиндусам легче присоединиться к празднованию, которое широко отмечается и сикхами, и мусульманами и даже иностранцами. Во время Холи, говорят индийцы, даже враги становятся друзьями.

 

Праздник Холи очень популярен в Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш (где известен как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «Весенний фестиваль»), а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

 

Легенды о происхождении праздника

 

Существует несколько легенд, объясняющих происхождение праздника.

 

Самый распространенный миф на эту тему – история юноши по имени Прахлада. Он был сыном Хираньякашипы, который силой своих аскез (сто лет по исчислению девов простоял он на одной ноге в муравейнике, пока муравьи источили его тело) добился благословения у Брахмы, позволившего ему быть практически не уязвимым: его не могли убить ни днём, ни ночью, ни на улице, ни в доме, ни человек, ни животное, ни на небе, ни на земле, и ни одним из известных видов оружия. Хираньякашипу обладал мистическим могуществом, что позволило ему поработить всю вселенную; все три мира – адский, средний и райский были под его гнётом. Он был полностью уверен в своей абсолютной власти. Однако Прахлада отказался подчиняться воле отца и стал поклоняться одному только Вишну.

 

Тогда разгневанный асур приказал своим слугам убить сына: его пронзали разным оружием, бросали под ноги слонам, помещали в адские условия, скидывали с горной вершины и тысячами других способов пытались сокрушить его, однако ничего не выходило. Тогда Хираньякашипу приказал своей сестре – демонице Холике, которой не был страшен жар пламени (по одной версии, она была неподвластна огню, по другой – у нее была волшебная шаль, защищавшая ее от огня), взойти на костер вместе с непокорным царевичем. Но произошло чудо: по воле Вишну Прахлада вышел из костра невредимым, а злобная демоница сгорела (так как ее дар действовал, только когда она входила в огонь одна).

 

История на этом не закончилась, и однажды в гневе Хираньякашипу сам был готов убить своего сына. «Ну и где же твой Бог?!» – выкрикнул он. «Везде» – ответил Прахлад. «Везде?! И в этой колонне?!». «Да» – ответил юноша и словно в подтверждение его слов из колонны появился Нирсимхадэв, одно из воплощений Вишну – на половину лев, на половину человек. Он схватил Хираньякашипу и на выходе из дома, усадив его на свои колени, разорвал. Он вытащил его внутренности и в гневе намотал их себе на шею.

 

Таким образом, мир был спасён от страшного демона. И при этом не было нарушено слово Брахмы. Хираньякашипу был убит ни ночью, ни днём – это было в сумерках; ни на улице, ни в помещении – это было на входе во дворец; ни человеком, ни животным и ни одним из известного оружия. Вид Нирсимхадэва был ужасающим: все живые существа с высших планет, наблюдавшие за происходящим боялись даже приблизиться к нему. Однако Прахлад, будучи в полном смирении, подошёл к нему и успокоил его.

 

Согласно другой легенде происхождение праздника Холи связывается с историей о том, как Шива уничтожил своим третьим глазом бога любви Каму, который нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами на аскета Шиву и отвлек его от медитации. Кама остался бестелесным (и с тех пор зовется Анангом), но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камы богини страсти – Рати Шива вернул ему тело на три месяца в году.

 

Праздник Холи также часто соединяется с именем Кришны. Дьяволица Путана была послана жестоким королем Камсой, чтобы убить бога, когда тот был еще ребенком. В образе красивой женщины она явилась в деревню Нандгаон, чтобы через кормление грудью умертвить младенца. Однако Кришна высосал всю ее кровь, и она скончалась.

 

По другой легенде, этот юный бог однажды пожаловался своей приемной матери о том, почему его возлюбленная Радха такая светлая, а он такой темный. Тогда Яшода посоветовала ему окрасить лицо возлюбленной разноцветным порошком и посмотреть, как изменится ее лицо. Кроме того в легендах о юном Кришне, он часто предстает играющим в игры со своими пастушками (гопи), и одним из их игр было окрашивание цветным порошком.

 

Подготовка

 

Подготовка к Холи начинается заранее, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь – февраль). До первого дня Холи в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты (прославляется победа Вишну или оплакивается смерть Камы), идет сбор денег и подготовка материала для большого праздника (например, собираются дрова, хворост, мусор, тряпки для праздничного костра).

 

Сожжение чучела Холики

 

Важной составляющей первого дня празднования Холи является символическое сожжение злой демоницы Холики, олицетворяющей зло и зимний холод. Интересно, что ее чучело делают из соломы, в костер также обязательно добавляют солому; это напоминает о собранном урожае и о начале нового сельскохозяйственного цикла. На юге Индии иногда вместо чучела Холики на праздничном костре сжигали особое украшенное дерево, причем разные селения или кланы состязались за овладение висящими на нем предметами.

 

За несколько дней (примерно за две недели) до начала праздника на северо-восточном конце деревни, на перекресте дорог, устанавливают остов – основа для будущего костра. Чаще всего им становится ствол акации бабул, так как это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Его установкой занимаются представители средней профессиональной касты (в некоторых случаях – члены касты портных) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, бетелевый орех, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание ствола. Это символическое дерево украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до празднования Холи местная молодежь обшаривает окрестности в поисках горючего материала для костра; причем взять его без разрешения – особая доблесть.

 

В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи, они бросают в огонь костра, что символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни.

 

Розжиг праздничного костра происходит в строго определенное время – благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после десяти часов вечера, а веселье длится далеко за полночь. По старой традиции первым зажигал костер возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносился по простым жилищам. Эта часть празднования редко происходит чинно и строго, везде исполняются народные песни и танцы, считаются нормальными шутки, смех, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье.

 

Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. По другой примете: в пламени огня нужно обязательно опалить пучок или небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы (это зерно затем едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года). Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. В южной части страны в некоторых селах для магического очищения люди прыгали через костер, проходил по горячим углям сгоревшего костра и даже прогоняли по ним скот.

 

В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прохлада, и, как вариант, символ мирового дерева и нового земледельческого цикла. На следующий день после ритуального сожжения Холики дети посыпают золой пол в доме и всех его жителей; эту же золу также намазывают себе на лоб – на счастье в предстоящем году, эта традиция нашла свое отражение в другом названии праздника Холи – Дхувалд, от корня dhul – «пепел». Кострище может оставаться на своем месте еще несколько дней, а потом золу и угли убирают.

 

«Цветной порошок»

 

Празднование длится два дня; одно из названий второй части торжества Рангапанчами («Праздник пяти разноцветных дней») и Гулал («Цветной порошок»). Данное наименование прекрасно передает смысл одного из наиболее ярких ритуалов этого торжества: во второй день Холи представители всех каст и сословий, мужчины и женщины, старики и дети, посыпают друг друга цветным порошком – гулал, сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета (однако в настоящее время также используются и искусственные красители). В этот день все – не только люди, но и автомобили, и слоны, и священные коровы, и даже собаки, окрашиваются разноцветными красками. Один из главных цветов праздника – красный, который несет в себе остатки древней аграрной магии и солярного культа, а также реликты древних свадебных торжеств.

 

С праздником Холи связано почитание священного для индийцев дерева «тулси», особенно того, на котором растут красные – как огонь – цветы. Их собирают, высушивают и перетирают в порошок. А потом, в день праздника, разрисовывают такой разведенной краской руки и лица.

 

Также индийцы обливают друг друга подкрашенной водой или стреляют из водяных пистолетов пичкари. В деревнях для этой цели делают брызгалки из подручных материалов (обычно из бамбуковых трубок). В городах в ход идут игрушечные водяные пистолеты и мощные самодельные водометы, которые в семьях передаются из поколения в поколение. Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, которые воспринимаются как знаки судьбы, тем больше хороших пожеланий направленно в его адрес. Красители специально замешиваются так, чтобы легко смывались и чтобы никто ни на кого не обижался. В такой день быть в обиде на кого бы то ни было – грех.

 

После полудня безудержное празднование идет на спад. На юге люди устремляются к реке, приносят жертвы божествам воды, бросая в волны фрукты и другие подарки, молятся, танцуют и поют. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством – в зависимости от достатка.

 

Гаура Пурнима

 

Одновременно с Холи празднуется и Гаура Пурнима – день, посвященный явлению Гауранги (Чайтанья Махапрабху), который около 500 лет назад положил начало движению Санкиртана, поклонению богу через воспевание его святых имен. Санкиртана-яги (поклонение) дало основу гаудивайшнавизму, одному из духовных направлений ведической религии (индуизма). Это праздник широко отмечается и по сей день в Индии и за ее пределами.

Контакты "Всемирной Общины Санатана дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, Уттамика +371-204-94-222 , sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica