Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2022 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
27 Июня
Понедельник
2022 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца

Сиддхи

Сиддхи – чудесные мистические силы, сверхъестественные способности.

 

О восьми великих сиддхах (ашта-сиддхи) говорится в таких текстах, как «Йога-таттва упанишада», «Йога-сутра» Махариши Патанджали, «Йога бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и в других.

 

В «Уддхава Гите» (глава 5, шлоки 4-8) упоминается о двадцати трех сиддхах, о шестидесяти четырех сиддхах говорят риши Тирумулар («Тирумантирам», 631, 1426), риши Агастьяр в «Агастьяр Джняна кавийям», риши Боганатар в «Богар Карпам» (337), Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» (6-й тирумурай, 81), в «Йога-сутре» Махариши Патанджали говорится о шестидесяти восьми сиддхах.

 

«Восемь сиддх

Возможность становиться маленьким как атом;

возможность становиться большим как космос;

возможность становиться тяжелым как гора;

возможность становиться легким как воздух;

возможность принимать любой облик

и входить в различные тела живых существ;

возможность становиться невидимым

и проходить через различные преграды;

возможность обладать

мастерством высшего знания,

понимая каждое живое существо, зная о нем все;

возможность пребывать вечно молодым,

сияющим как огонь, не зная старения и времени.

Это восемь великих сиддх».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III, 649)

 

«В теле земном восемь сил можно обрести –

каковы же их имена?

Две из них обозначаются так: анима и махима.

Также нейтральные гарима и лагхима,

Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,

Вечно желанная вашитва – вот имена восьми сил.

Это – силы богов, в адхарах обитающих, 

Сокрытых сладкозвучием их лепестков». 

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

 

Хотя описание восьми великих сиддх варьируется от школы к школе, в основном говорится о следующих способностях:

 

Анима – способность уменьшаться до размеров атома. С помощью этой силы йогин может уменьшать размер и вес своего тела.

 

Махима – способность увеличивать тело до огромных размеров.

 

Гарима – способность стать тяжелым и твердым как гора.

 

Лагхима – дает легкость телу, делая его подобным перышку, и способность парить в воздухе и передвигаться по небу.

 

Прапти – сила увеличивать все по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц; исцелять от любых болезней. Исполнение того, что йогин хочет, например, достичь луны и солнца.

 

Пракамья – сила притягивать удаленные предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым как угодно долго.

 

Ишитва – влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни;

 

Вашитва – влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру, укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

 

Сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря самьяме сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются. Слияние со стихиями нераздельно с учением Шат-чакра-йоги, относящимся к Шакти-янтре, и концентрацией на элементах и чакрах тонкого тела. Глубокое слияние с элементом (самьяма, т.е. медитативная погруженность, выполняемая йогином для достижения сиддхи, триада концентрация-медитация-самадхи) дарует йогину сиддхи влиять на погоду, климат и т.д.

 

Благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов – земных охранителей.

 

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

 

Благодаря контролю над элементом огня, йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

 

Благодаря контролю над элементом ветер достигается легкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землей, где нет доступа к воздуху, т.к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

 

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку вселенной (телепортация).

 

Совершенное овладение добродетелями Махавратам (Великого обета), описанными в «Йога-сутре» Махариши Патанджали, также может даровать сиддхи. К примеру, соблюдение ненасилия (ахимсы) создает миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеей и мангустом. Благодаря полной правдивости (сатья) слова йогина всегда оказываются истинными, а неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит всевозможные сокровища. Нестяжательство (апариграха) открывает доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений, а соблюдение целомудрия (брахмачарья) дает йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

 

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151-155) сиддхи бывают двух основных видов:

 

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

 

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийя), чародейству (джала). В «Йога-сутре» (4.1) Махариши Патанджали объясняет появление сиддхи благодаря соответствующей форме рождения (джанма), лекарственным снадобьям (аушадхи), чтению мантр, практике аскетизма (тапас) и йогическому экстазу (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51-52) и «Гхеранда самхите» (V, 1-2) говорится о том, что практика пранаямы может даровать восемьдесят одну сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112-122) говорит об обретении сиддх с помощью использования определенных жестов (мудр).

 

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

 

Также к искусственным сиддхам относятся пракрита-сиддхи, возникающие благодаря опоре на внешние материальные элементы и устройства. Пракрита-сиддхи проявляют обычные люди и асуры.

 

Естественные сиддхи возникают из познания Всевышней Сущности – недвойственной природы Ума. Такое познание возникает в результате проникновения в естественную сущность «Я» (сахаджа-таттву). Обретение подобных сиддх приходит как результат интеграции сознания йогина с глобальными вселенскими силами, они основаны на пребывании в состоянии единства со Всевышним Источником, реализации состояний «единого вкуса» и «чистого видения». Их проявляют боги-творцы, риши и махасиддхи.

 

Для практикующего йогина сиддхи представляют огромную ценность, потому что они указывают на наличие процесса полного освобождения от законов природы и кармической предопределенности и разрушение структур обыденного восприятия. Сиддхи выражают качество мистического опыта, испытанного йогином, а их реальное переживание состоит во внутреннем преображении, состоянии единения со Всевышним Источником.

 

Однако чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Само по себе обретение сиддхи не является самоцелью. Оно лишь проявление, цветение чистых энергий реализованного йогина и подобно украшению естественного состояния. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

 

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

 

«Освобождение достигается только Знанием (джняна). Другими силами (сиддхи) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхи) и страстно ищут их».

«Девикалоттара» (80)

 

Вся третья глава «Йога-сутр», называемая «Вибхути-пада», посвящена перечислению различных сверхспособностей, именуемых Махариши Патанджали сиддхи или вибхути. Однако затем Патанджали (3.37) говорит о том, что эти способности – только побочный продукт созерцательной практики йогина, и представляются достижениями лишь с точки зрения эгоистичного сознания, но являются препятствием в состоянии самадхи, когда стремление к Освобождению может потерять свою актуальность.

 

«Самадхи важнее, чем сиддхи

Многие йоги, которые стремятся к самадхи

ради восьми сиддх, имеют мало мудрости,

потому что высшее самадхи и сиддхи –

это полное слияние с Богом на всех уровнях.

 

Сиддхи не являются высшей целью практики

Тот, кто достиг восьми сиддх, не является сиддхом.

Лишь тот, кто достиг Божественного,

вошел в мир Шива-локи и стал един с Богом,

только такой практик является сиддхом.

Ему восемь сиддх открываются 

в процессе практики спонтанно».

Риши Тирумулар, «Тирумантирам» (тантра III (631, 671))

 

Согласно учению Лайя-йоги, йогин в первую очередь пытается добиться максимального погружения в созерцание естественного состояния. Когда такое созерцание глубоко, оно обретает силу и может двигать ветры в каналах, растворяя элементы в чакрах. Великой задачей практика Лайя-йоги является соединение праны и ума. Такое воссоединение именуется «сиддхи единства праны и ума». Оно достигается, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управлять ею силой только осознавания. Такое созерцание, соединенное с праной благодаря искусным методам Лайя-йоги (в особенности Джьоти-йоги), на высших стадиях реализации за одну жизнь приводит к достижению Радужного тела Света и всех восьми главных сиддхи.


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядэви +380974151900 (мессенджеры), sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica