Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2021 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
16 Июня
Среда
2021 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Мотивация в практике
 
2004.03.06
 

Мотивация в практике. Качества практикующего

 



Мотивация в практике – это, наверное, самый главный раздел базового учения. Если наша мотивация истинная, то мы обязательно поднимаемся к ступеням совершенства. Если наша мотивация неглубокая, то практика наша тоже не может быть глубокой.

Мотивация означает, что, сделав выбор идти по пути самотрансформации, мы вновь и вновь вспоминаем и подтверждаем наш выбор. Это означает, что мы готовы идти до конца, следуя нашему выбору.


В процессе практики встречается много трудностей и препятствий внешнего, внутреннего и тайного характера. Каждый должен знать, что духовный путь – это всегда битва. По-моему, в «Шива Самхите» или в «Хатха Йога Прадипике» говорится так: «Воистину трудно заниматься йогой. Но пусть йогин практикует до конца, даже если его жизнь висит на волоске».

Когда йогин следует своему выбору, ему необходимо проявлять силу воли, мужество и бесстрашие. Он постоянно должен бросать вызов самому себе и своим ограниченным возможностям, преодолевать желания, в том числе желание безопасности и стремление зацепиться за свой старый мирок, чтобы как-то его удерживать. Все это подобно цепям, которые задерживают нас на пути к свободе. И тот, кто не прошел такой путь и не победил в этой борьбе, еще не может называться йогином.


Если мы проявляем слабость, нерешительность, малодушие, пасуем перед возникающими трудностями, то мы обязательно сходим с духовного пути. Поэтому на пути духовной практики мы непременно должны развить в себе мощную волю, абсолютное бесстрашие, сильное желание самотрансформации и непреклонную решимость. Это качества, присущие йогину-герою, или вира-йогину.

Существует три типа йогинов: пашу, вира и дивья. Говоря русским языком, первый тип – это йогин, который еще имеет человеческие слабости, второй тип – это духовный герой, третий тип – это божественный.


Считается, что в кали-югу практически все йогины, кроме, может быть, аватаров, божественных и очень малого числа духовных героев, относятся к категории пашу. Это йогины, имеющие человеческие слабости и недостатки. Но это не означает, что для нас путь к более высоким уровням закрыт. На самом деле в процессе духовной эволюции мы развиваем свои качества и переходим от одной категории к другой. И если мы имели обычные ограничения, то, занимаясь практикой, мы можем развить себя до уровня вира, то есть духовного героя и приобрести недостающие качества. Если мы практикуем дальше, мы можем приобрести качества дивья, то есть йогина, обладающего полностью божественными качествами.

Когда мы выполняем духовную практику, наша сила воли, интеллект, бесстрашие, ясность, расчет и трезвость, должны быть более высокими, чем у обычных людей. К духовной практике следует приступать так же, как хороший мастер-профессионал приступает к сложной задаче. Нужно рассчитывать свой путь и выверять каждое действие, поскольку ошибки в духовной жизни или недостигнутые в духовной жизни цели всегда стоят очень дорого. Возможно, мы не совсем это понимаем. Двадцать или тридцать лет жизни, а может даже несколько миллиардов лет – столько может стоить ошибка в духовной жизни. Точно никто этого не сможет сказать. Ведь для вечности наша жизнь – всего лишь песчинка, и время нашей жизни тоже очень кратко.


В зависимости от тенденции нашего ума мы можем или сделать скачок в нашей эволюции, или, наоборот, затормозить ее. И такой скачок может сократить, к примеру, разрыв в пять миллионов лет, или, наоборот, торможение может обернуться застоем в пять миллионов лет. Кажется, что эти цифры очень большие. Но на самом деле с точки зрения механичной и слепой эволюции материи (пракрити) эти цифры очень незначительны. Если мы подумаем, что наша Вселенная существует миллиарды лет, и что так же существуют другие циклы, которые длятся вообще неподдающееся исчислению количество лет, то это очень незначительные сроки с точки зрения вечности. Однако с точки зрения нашей жизни это очень важные промежутки времени, поэтому от каждого нашего шага зависит очень многое. Когда мы так рассуждаем, мы понимаем, что значит драгоценность человеческого рождения.

Человеческое рождение на самом деле драгоценно, потому что, сделав осознанный выбор в сторону осознавания и духовной практики, мы вступаем на путь нирваны. И наоборот, сделав неудачный выбор, мы следуем по пути сансары. Истинный йогин – это тот, кто все время находится между дилеммой удачного и неудачного выбора.


Что означает удачный выбор? По большому счету, это практика осознанности. Быть осознающим, медитировать на Ясный Свет – это значит всегда делать удачный выбор. Свершать действия, которые усиливают эту осознанность, например медитировать, выполнять техники, углублять ясность в постижении учения, – это значит развивать эту осознанность.

Неудачный выбор – это соскальзывание с более тонких слоев осознавания на более грубые состояния. Например, с состояния присутствия соскользнуть на уровень буддхи, с буддхи соскользнуть на уровень манаса (понятийного ума), а с уровня понятийного ума соскочить на уровень мирских желаний, на уровень тривиальных человеческих ценностей. То есть неудачный выбор – это то, что замутняет фундаментальное осознавание и приводит к развитию процессов сансары.


Вначале мы часто путаемся, делая выбор, потому что это чаще всего еще внешний выбор, а не внутренний. Наверное, все это понимают. Внутренний выбор определяет внешний. Можно сказать, что внешний выбор является следствием внутреннего выбора. Например, можно причислить себя к какой-то духовной структуре или организации, но пока этот выбор не сделан внутри, он внешний и поэтому мало что определяет. По-настоящему выбор происходит тогда, когда мы делаем внутренний выбор, если можно так сказать, в пользу Бога.

Если говорить терминами, присущими обычным религиям, все очень легко: это дьявол, а это Бог. Вы либо делаете выбор в сторону дьявола, либо в сторону Бога. У нас вместо этих терминов говорится: вот бессознательное состояние, а вот состояние осознанности. Вы либо соскальзываете на более грубые слои, отождествляясь с менталом, с какими-то внешними тривиальными ценностями, либо выбираете глубокое осознавание и все делаете для того, чтобы это осознавание максимально развивать. Обычно так говорят в учении ануттара-тантры.


Из понимания такого выбора рождается наш тотальный и безупречный подход к духовной практике, когда мы перестаем мириться в себе с более низкими программами физического тела и более тамасичными состояниями, пытаясь привнести в них свет. Можно сказать, что тогда на внутреннем уровне мы становимся духовными воинами света и непрерывно пытаемся держаться этого наивысшего выбора. Когда мы обладаем такой мотивацией, мы уже приобретаем качества героя (вира).

Йогин категории пашу – это тот, кто имеет обычные человеческие слабости. Он сомневается в учении, сомневается в себе, в духовном пути. Он чувствует неуверенность, не имеет силы глубоко изучить учение, путается в доктрине. Для него многие термины, философские понятия, технические практики представляют неясность. Он разрывается между человеческими, мирскими желаниями и духовной жизнью. У него есть привязанности, другие люди могут оказывать на него воздействие, сбивая с духовного пути. Он пытается совместить мирские цели и духовную жизнь, но при этом у него не хватает энергии, чтобы воплощать мирские цели и еще обращать внимание на духовную жизнь. Он подвержен человеческим шаблонам, стереотипам и стандартам мировосприятия. Он доверяет чему-то внешнему, может впитывать общепринятые фиксированные идеи. У него есть разные человеческие ценности: семья, общество, работа. Его еще привлекает общество себе подобных. Он еще считает это чем-то важным для себя в плане самореализации.


Возможно, в утилитарном смысле это все не стоит сбрасывать со счетов, особенно если стоят вопросы выживания.

В ценностном плане он еще не понимает, что все это, по большому счету, абсолютная иллюзия, от которой ему и надо освобождаться. То есть он частично предан Дхарме, а частично – майе. Он как бы пытается ехать в двух лодках. Но когда он долго пытается так ехать, то обнаруживает, что эти две лодки начинают разъезжаться разные стороны. Тогда он садится на шпагат, и в таком состоянии у него возникают растяжения. Так можно описать состояние духовного пашу.


В таком маргинальном состоянии йогин категории пашу пытается практиковать, но все его практики дают лишь очередной небольшой всплеск, потому что он продолжает ехать в этих двух лодках. У него засоры в чакрах и каналах, много двойственных представлений, неустойчивое сознание. Даже если он пытается созерцать, то получает некую ясность, а затем теряет ее, сбиваясь какими-то внешними событиями, потому что его сознание постоянно колеблется. Он может подвергаться обычным человеческим эмоциям, слабостям, депрессиям, чувству вину, желанию самовыразиться. У него еще есть ментальные душевные страдания и колебания. Он не способен долго сосредотачиваться на духовной практике из-за того, что повязан тысячами разных нитей с социумом, из-за того, что у него в каналах еще много кармы, засорены чакры, а в уме много желаний.

Йогин категории вира – это нечто совсем другое. Это душа, которая не знает компромиссов. Это тот, кто решает для себя: «Я приложу все возможные усилия, и если даже я не получу никакого результата, не достигну Бога, то сам этот тотальный процесс духовной практики и приложения усилий даст мне чувство безупречности». Можно сказать, что это духовный воин без страха и упрека. У него нет ни внутренних привязанностей, ни внешних, и если он видит их, то бескомпромиссно освобождается от них.


Он не следует общепринятым стандартам поведения, человеческой морали, хотя в утилитарном плане он от нее не отказывается. Он не придает никакого значения чужим обидам, особенно тех, кто не занимается практикой. Он беспредельно доверяет только тем, кто выше его: святым, учению, Гуру, своему внутреннему голосу, тотальному зову божественного. Он готов идти за этим голосом на край света.

Если для достижения его духовных целей надо будет поехать в Индию, то он поедет в Индию, если надо будет полететь на Луну, то он полетит на Луну. Если надо практиковать в пещере, то он будет практиковать в пещере, а если надо сидеть в монастыре, то он будет сидеть в монастыре. Если надо таскать на спине тяжелые камни, то он будет таскать камни. Если надо укрощать духов или поститься, то он будет укрощать духов и постится. Если надо бросить вызов самому себе, всем своим представлениям и ценностям, то он бросит такой вызов и освободится от них. Если надо упорно практиковать, превозмогая себя, предельно прикладывая концентрацию и силу воли, то он будет делать это. То есть, нет ничего невозможного для йогина категории вира (героя).


Если он сталкивается с устрашающими проявлениями кармы, с переживаниями, болезнями физического тела, то у него нет ни замешательства, ни страха. Он понимает, что все это является результатом ранее накопленных карм, и принимает их без сожаления.

То есть духовный герой – это состояние бесстрашного воина в его наивысшем проявлении. Он безупречно ориентируется в писании, понимает значимость самай и Трех драгоценностей, имеет чистое видение, искусно выполняет технические практики, обладает силой воли, концентрацией и усидчивостью. Он берет под контроль праны и может по-настоящему получать духовные опыты. Он способен на различные духовные подвиги, тапас. Например, он может долгое время поститься или практиковать без сна. Или он может отправляться в глухие дикие места и там выполнять садхану. Или он практикует в монастыре, безупречно выполняя свои обязанности, отбросив личные выгоды или надежды.


Он может долгое время, вообще ни капли не заботясь о себе, посвящать себя заботе о других. Оставив свое эго, надежды и страх, он полностью может посвятить себя другим. Его никогда не беспокоят какие-то мирские материальные привязанности, он никогда не схвачен условностями этого мира. Для него существует только духовное продвижение по пути совершенства.

Йогин категории вира, или герой, – это уже тот идеал, к которому нужно стремиться, поскольку он может дать настоящую реализацию. Такой йогин всегда больше всего доверяет внутреннему голосу божественного и меньше доверяет тому, что от этого голоса отвлекает. Еще в юности он находит духовного Учителя, страстно стремится изучить как можно больше священных писаний, а затем отрекается от этого мира, превосходит все привязанности, понимая, что это все является не более чем иллюзий и следствием захваченности. Он полностью посвящает себя духовной практике, обучению и духовной помощи другим.


Когда он учится у духовного Учителя, он без труда может выполнять абсолютно все его наставления и служения, какими бы трудными они ни были. Он пытается взять на себя даже больше служений, чем ему дается. Он с радостью встречает лишения, трудности и препятствия, которые возникают на его пути. Все ситуации он воспринимает как испытания. У него никогда не возникает какого-то двойственного состояния. Все ситуации он воспринимает как то, что продвигает его в духовной практике. Он никогда не считает виноватыми в своих проблемах других, зная, что все зависит от него, что все определяется только его личным отношением. В отношении тех, кто ниже его, он практикует сострадание, а в отношении тех, кто выше – почитание.

Духовного героя можно сравнить со стрелой, которая непрерывно летит к освобождению. Например, Миларепа – это яркий пример такого вира-йогина. Когда учитель давал ему задание строить дома, он таскал на своей спине камни. Он делал это с большим упорством, потому что хотел получить передачу. Это продолжалось около девяти лет, и на его спине образовались язвы такого размера, что даже у животных не было таких язв. Жена учителя, Дамеба, жалела его и плакала о нем. А Миларепа, будучи духовным героем, стойко выполнял все желания своего Гуру, поэтому смог отмыть всю дурную карму, которая возникла в результате его занятий магией. Марпа специально дал такую суровую практику отмывки кармы, потому что Миларепа накопил очень много дурной кармы, занимаясь черной магией. Тем не менее он выполнял такую практику, не испытывая особых душевных страданий. То есть духовный герой – это, можно сказать, йогический сверхчеловек, который может очень упорно идти к духовной жизни благодаря своей шакти, силе воли и развитой приверженности.


Наконец, третья категория йогинов – это дивья. Дивья – это изначально божественное существо. Рамалинга – это пример йогина категории дивья. Такой йогин отличается от обычных людей тем, что еще с самого детства думает только о Боге.

Например, был один святой, который считается воплощением Даттатреи. С самого детства, как только он только научился говорить, он все время пел киртаны или выполнял практики медитации, хотя другие дети в это время играли.


Йогин категории дивья имеет сильное божественное начало. Можно сказать, он уже рождается с концентрацией на всевышнем Источнике, у него уже есть естественное состояние, только оно нуждается в том, чтобы его полностью развить. Йогин уровня дивья абсолютно запределен всем человеческим заботам и ценностям. Ничто из человеческих ценностей его не интересует. У него внутри есть очень мощное переживание природы Ума, подобное пространству. Даже если он пребывает в этом мире, для него это не более, чем игра. Никакие заботы мира людей его не интересуют, потому что его душа сгорает по божественному. Единственное его стремление – реализовать это божественное.

Такой йогин с самого детства имеет в снах даршаны богов или святых. У него много возвышенных переживаний и видений, в которых святые и боги дают ему передачу. Его внутренние качества всегда очень возвышенны, чисты и благородны. Например, Рамалинга еще в возрасте девяти лет получил передачу учения от божества Картикеи, который появился в видении из зеркала. Когда Рамалинга получил эту полную передачу, он сумел так ее реализовать, что его духовная жизнь протекала незаметно для других. Родственники просто считали его одаренным ребенком. Но в течение последующих тридцати лет он реализовал шуддха-деха, пранава-деха и джняна-деха, то есть три тела, которые в итоге привели к трансформации даже его физическое тело. Рамалинга говорил: «Все мои мысли только об одном. Не было ни секунды, когда бы я утрачивал связь с Божественным». Рамалинга непрерывно находился в сахаджа-самадхи.


Йогин категории вира непрерывно погружен в единство со всевышним Источником. Для него нет таких проблем, как борьба с мирскими желаниями и привязанностями. Обучение у него проходит очень легко, потому что он обладает сверхясностью. Духовная практика методов для него подобна игре. Он может взять любой метод и, практикуя его, войти в самадхи. Его интуитивные знания могут превосходить даже те знания, которые он получает извне.

Такой йогин может реализовываться, просто получив какие-то указующие наставления, так как это запускает в нем внутреннюю программу самореализации. Он смотрит на мир, как на проявление своего ума и никогда не соскальзывает на уровень обычного мышления. Он видит, что мир – это проявление Абсолюта, и что он сам – Абсолют. У такого йогин почти нет духовных трудностей, препятствий, внешних помех или помех, связанных с подсознанием. Он быстро достигает самадхи и победно реализует радужное тело. В снах такой йогин непрерывно видит святых, божеств или Ясный Свет. Он также постоянно слышит звуки нада. Его энергия всегда наполняет центральный канал. Его чакры чисты, у него нет никаких утечек энергии. Благодаря тому, что его энергия наполняет центральный канал, ему всегда очень легко медитировать.


Для йогина категории пашу медитировать – это значит бороться с болью в ногах и спине, с тамасом, прострацией, отвлечениями и посторонними мыслями. А для йогина категории дивья медитировать – это значит быть в самадхи света, когда дыхание и сердцебиение остановлены, когда ум переносится в миры богов или в сферы, находящиеся за пределами мира без форм, то есть происходит полное отъединение от тела и пребывание в недвойственности или в мире богов.

Для обычного человека заниматься кундалини-йогой – это значит проявлять упорное усилие и получать мало результатов. Но для йогина категории дивья заниматься йогой – это значит еще больше праны вводить в центральный канал и вызывать состояние нектара, постоянной циркуляции праны, которая очищает физическое тело. Дивья-йогин почти не нуждается в пище, он есть очень мало. Он также имеет непрерывное сознание. Его тело дает ему очень сильное наслаждение, он переживает радости в чакрах. Каждая его чакра интенсивно работает, из каждой чакры по всему телу распространяется сильное блаженство, потому что в них свободно циркулирует энергия и плавятся капли. Это сильное блаженство внизу напоминает сексуальное, только оно более тонкое и не сопровождается утечкой праны. В манипура-чакре оно напоминает блаженство, которое испытывается при приеме прасада, когда сильный аппетит, только это блаженство более тонкое и распространяется по всему телу, вводя йогина в сильный экстаз. В анахата-чакре это блаженство напоминает блаженство от взаимоотношений с любимым человеком, только оно еще более тонкое, ничем не связанное и тоже циркулирует по всему телу. В вишуддха-чакре это блаженство напоминает азарт, то есть блаженство от соприкосновения с чем-то очень интересующим, оно тоже растекается по всему телу.


Таким образом, йогин находится в очень глубоком состоянии блаженства в физическом теле. Он также непрерывно находится в состоянии ясности. Если блаженство – это состояние переживания пран, связанное с телом, то ясность – это состояние, связанное с умом. Вира-йогин переживает очень много интуитивного знания. Интуитивное знание и ясность – это состояние углубленного осознавания. На что бы он ни бросил свой взгляд, внезапно он интуитивно все понимает. Например, ему открывается тайный смысл священных писаний, умы и судьбы других людей. Или он может проследить всю эволюцию растительного мира во вселенной, просто взглянув на листочек дерева. Он понимает самые тонкие структурные связи, тончайшие взаимоотношения всех элементов во Вселенной. Так проявляется внутренняя интуитивная мудрость, которая запредельна человеческой. На что бы он ни обратил свое внимание, он постоянно переживает такую ясность.

Кроме ясности, он также переживает состояние пустоты. Его ум подобен пространству и полностью распахнут. Его ум находится за пределами форм, то есть во всех объектах и живых существах он может видеть бесформенное, то, что вне субъекта и объекта. Благодаря тому, что он непрерывно видит бесформенное, его присутствие само по себе всегда продолжается. То есть ему не нужно много наставлений о присутствии, у него состояние естественного присутствия происходит само по себе.


Такой йогин иногда переживает свой ум как бесконечное пространство, как бесконечное сознание, как полную пустоту вне субъекта и объекта. Иногда он видит мир в чистом видении, то есть он видит людей, но замечает их тонкую сущность в образе божеств. Каждый человек имеет свою тонкую сущность в облике божеств. Даже самый загрязненный человек имеет таких внутренних божеств. Иногда дивья-йогин может видеть физический мир и землю как проявление божеств. Например, он может видеть дома как проявление дворцов, слышать звуки как проявление мантр или бхаджанов. Такое чистое видение почти постоянно сопровождает его.


Таковы три категории йогинов.

Наша задача – подняться с первой категории (пашу) до второй (духовный герой), а затем – до третьей (дивья, божественный).

Для того чтобы подняться с уровня пашу до уровня героя, нам нужно прилагать много усилий, нужно развивать свое йогическое эго, силу воли, бесстрашие, отречение, непривязанность, концентрацию. Если наше йогическое эго не развито, мы не сможем подняться до уровня духовного героя.

Чтобы подняться с уровня духовного героя до уровня дивья, нам нужно развивать другие качества. Эти качества не столько связаны с нашим эго или личностью, сколько с трансцендентным источником внутри нас:

– преданность и самоотдача;

– способность отказываться от эго и отпускать себя;

– способность расслабляться и без усилий быть в состоянии осознанности;

– способность настраиваться на Источник, входить в естественное состояние и отдаваться ему;

– способность убирать свои эгоистические планы и открываться более высоким, божественным планам.


Все три категории – это закономерный процесс эволюции йогина.

Считается, что начальное освобождение наступает на стадии духовного героя, вира-йогина. На стадии пашу освобождение не наступает. Оно на этой стадии в принципе наступить не может. Но на стадии духовного героя приходят первые опыты освобождения, самадхи. Полностью освобождение проявляется на стадии дивья. Стадия дивья – это расцвет, полнота всех качеств. Можно сказать, что стадия дивья – это воплощенное освобождение.

В шастрах категории йгинов описываются так:

«Робкие, непредприимчивые, ищущие недостатки в учителях, плохо понимающие шастры, привязанные к своим женам – это пашу».

«Предприимчивые, бесстрашные, умные, обладающие большой преданностью, решительные, ответственные, обладающие сильной волей – это вира».

«Божественные, обладающие талантами, красноречием, предприимчивостью, легко получающие успех во всех йогах, обладающие искусностью в любом искусстве, почитающие не только своих учителей, но и каждое живое существо, понимающие интуитивный язык шастр – это дивья».


Каждый из вас внутри является вира и дивья. Только эти внутренние качества, потенциал, еще не раскрыт и не проявлен. От того, сколько мы прилагаем силы воли (пуруша-кары) и личного усилия для обучения, зависит, раскроется наш потенциал в этой жизни или продолжит спать внутри нас в скрытом состоянии.

 




Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica