Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2021 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
20 Сентября
Понедельник
2021 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Всемирная Община Санатана Дхармы / Аудиогалерея / Аудиолекции / Текст «Кодекс Мастера». Различать грезы и свет ясности
Текст «Кодекс Мастера». Различать грезы и свет ясности
 
2005.12.20
 

Текст «Кодекс Мастера». Понятие различающей ясности, ее проявления.
Различать грезы и свет ясности.
 


 

Текст «Кодекс Мастера», глава 67.

 

«Невидимый меч. Свет ясности».

«1. Свет ясности – есть настоящее достижение ученика, идущего по Пути. Это награда за его жизнь, полную дисциплины, внимательности, самоконтроля и отрешенности».

 

Что такое свет ясности? На языке метафор свет ясности – это вивека-видья, различающее знание, или просто, если говорить на обычном, русском языке, это ясность. Именно когда у нас зарождена ясность, мы можем по-настоящему заниматься практикой созерцания, более того, мы можем по-настоящему заниматься вообще любой духовной практикой.

Часто символом ясности выступает (особенно в буддизме Махаяны) Меч Манджушри, т.е. различающее знание (или ясность) уподобляется тончайшему клинку, которое способно отличать знание от неведения, тонкие уровни сознания от грубых.

Можно сказать, что ясность – это особое познавательное качество саттвы. Из вселенской природы (Пракрити) исходят три гуны, т.е. три фундаментальных энергии или качества: саттва, раджас и тамас.

Саттва является фактором дэвов, богов. Она несет качества ясности, осознанности, умиротворения, гармонии, спокойствия.

Раджас – это качество динамики, буйства, страсти, самовыражения, активности и борьбы. Она присуща асурам.

Наконец, тамас – это фактор тупости, уныния, страха, бессознательности нижних миров, который присущ животным, который утягивает сознание в нижние миры, заставляя его страдать.

Можно сказать, что практик в течение всей своей жизни старается минимизировать или подавить в себе тамас и раджас, и насколько возможно активизировать саттву. Когда ему это удается, ясность возникает естественным образом, сама по себе.

Раджас и тамас во время медитации характеризуются двумя качествами – возбужденность и расплывание. Саттва характеризуется качеством дхьяны - медитативного проникновения.

Естественное состояние естественно развивается из саттвы. Когда зарождена определенная ясность, мы по-настоящему можем быть в созерцательном присутствии, медитировать на Природу Ума или Всевышний Источник. Когда волны раджаса или тамаса затмевают зеркало ума, разумеется, мы этого делать не можем.

 

«2. Это тонкое понимание, позволяющее делать различие между самыми тонкими грезами и Беспредельным Духом. Свет ясности сводит на нет все сны разума».

 

Когда у человека доминирует качество тамаса или раджаса, говорят: «Он не пробужден, он находится в снах своего разума». Это подобно тому, как если бы человек ехал на автомобиле, но его окно было залеплено снегом или залито водой. Как ни пытается он всматриваться в дорогу, он ничего не видит.

 

«3. Свет ясности подобен острому клинку, рассекающему грезы и извлекающему из них вспышки Духа».

 

Всякий раз, когда наш ум окрашен раджасом или тамасом, мы находимся в таком сноподобном состоянии.

Часто, когда я читал раньше лекции на выездных ритритах, различные люди вставали и задавали вопросы по практике или по Дхарме. Иногда эти вопросы задавались именно по углублению созерцания, а иногда они задавались просто так, т.е. нужно было выразить какие-то собственные энергии. Я пытался ответить на этот вопрос, но видел, что человеку не хватает ясности, что он не в состоянии уловить в принципе, о чем именно идет речь. Потому что его ум затуманен раджасом, на его сознание словно идут волны, и для того чтобы понять более тонкие вещи, ему нужно убрать эти волны из сознания, т.е. в принципе диалог невозможен и ответ будет бесполезен.

Таким же образом, когда мы практикуем Учение, очень важно, насколько мы устранили волны раджаса и тамаса из своего сознания. Если мы достаточно устранили эти волны, нам очень легко понять, о чем же речь. Такой ученик очень легко понимает, что такое созерцание при ходьбе, работа с санкальпой, как установить принцип Гуру-йоги или самайю, как отрицать мирские желания, как вводить противоядие или оставлять все как есть, самоосвобождая, т.е. для него духовная практика ясна, у него нет глубинного замешательства в отношении Дхармы.

 

«Поэтому говорят: «Когда грезы атакуют, Мастер машет клинком».

 

Что означает – «грезы атакуют»? На самом деле грезы атакуют постоянно, чуть больше или чуть меньше, и если вы не машете своим клинком, т.е. не порождаете ясность, вы обязательно подпадаете под власть таких грез. Грезы означают наше двойственное восприятие, отождествление с эмоциями, чувствами; отождествление с телом – половое, расовое, семейное, национальное; отождествление с чувством «я»; различные виды микро-, макро-отождествлений. Все это различные виды грез, которые забирают Брахма-ахам-бхаву – чувство сопричастности к Абсолюту. Грезы – это также подсознательные впечатления, самскары, ментальные отпечатки, чувство делателя, отождествление с волей. Фактически, этих грез очень много, и они существуют непрерывно. Часто практикующий начинает понимать на определенном уровне, как много у него иллюзий и грез. Он понимает свое ограниченное состояние, видит, что все, из чего он состоит – это сплошные иллюзии и сплошные грезы.

Тем не менее, когда мы порождаем свет ясности, все эти виды отождествлений начинают терять силу, мы просто безупречно находимся в состоянии ясности, и они постепенно начинают обесцениваться.

 

«4. Чем опытнее Мастер, тем большей силой и тонкостью света ясности он обладает. Тогда он просто расслабляется, погружаясь в свет ясности, и грезы исчезают мгновенно, не успевая возникнуть».

 

Можно сказать, что ясность (вивека-видья) – это пребывание в самом высоком состоянии вибраций, в самом возвышенном состоянии.

К примеру, если вы сталкиваетесь с грезами, с какими-то иллюзорными проявлениями, ум склонен подпадать под материальную обусловленность. Допустим, если с вами общаться гневно, то вы заразитесь гневом и почувствуете через две-три минуты, как из вас просто рвется гнев. Это происходит потому, что вы съинтегрировались с гневом, и ваше сознание им окрасилось. Если вы будете общаться с кем-либо, у кого есть привязанность, вы сами начнете через некоторое время испытывать привязанность. Если кто-то в раджасе, вы почувствуете, что ваш ум лихорадит, и вы сами возбуждаетесь. Если у кого-то тупое сознание, вы испытываете тупость в сознании от того, что общаетесь с тупым сознанием. Все это различные виды сбивающих энергий, которые влияют на ясность. Но если вы порождаете свет осознанности, то эти энергии перестают причинять вам вред, вы просто извлекаете из любых энергий их нектар или квинтэссенцию.

Когда у йогина существует ясность, он может прилагать ее к чему угодно – к духовной практике или служению, тогда сила его сознания проявляется с большой силой.

 

«5. Опытный Мастер способен мгновенно рассекать целые пласты самых плотных грез с очень слабым свечением и извлекать из них ярчайшие вспышки Духа. Он также может без труда видеть самые тонкие грезы, маскирующиеся под Беспредельное и освобождаться от них силой света ясности».

 

Эта пятая строка очень сложная, поскольку содержит очень глубокие наставления. «Рассеивать целые пласты самых плотных грез» – это не что иное, как учение о превращении клеш в мудрости. Когда проявляются клеши, нечистые энергии, обычный человек подпадает под них, накапливает карму. Когда у йогина проявляются клеши или нечистые энергии, говорят, он их самоосвобождает, интегрирует, превращает в нечто чистое еще до того, как они возникли. Обычный человек либо подпадает под клеши, либо он должен их жестко контролировать, как-то ставя заслонки или рамки в своем сознании. Йогин же действует, не подпадая под клеши и не ставя заслонок каких-либо в своем сознании, действуя, исходя из спонтанно- интуитивного осознавания.

Что значит – «видеть самые тонкие грезы, маскирующиеся под Беспредельное»?

К примеру, человек медитирует и внезапно видит: к нему приходит божество либо дух, либо демон. Он переживает свет, либо видит сутры или знаки. Его ум начинает думать об этом, задавать вопросы: «А что это такое?», желать это повторить. У него начинается интерпретация, он теряет осознанность и вместо этого начинает искать изображение того, что он видел. Либо такой человек переживает небольшой свет или расширение сознания, блаженство или ясность и увлекается этим, позволяет себе этим поглотиться. Все это различные самые тонкие грезы, которые маскируются под Абсолютное.

На самом деле псевдодуховных переживаний существует большое количество. До тех пор, пока человек не породит подлинную ясность, он не будет свободен от псевдодуховных переживаний. И если нет ясности, распознать их на самом деле не просто.

К примеру, Арья Натха рассказывал такой случай. Он приехал в Москву, из Израиля позвонил один ученик и сказал: «Вы такой возвышенный монах, я точно чувствую ваши экстрасенсорные, очень высокие вибрации». Арья Натха подумал: «Кто знает, возвышенный я или нет?» Через некоторое время позвонил другой мирянин и сказал: «Я чувствую, у тебя проблемы, крик души. У тебя какие-то загрязнения, я могу прийти и помочь». Но Арья Натха, будучи все-таки немного, чуть-чуть хотя бы опытным практиком, очень спокойно отнесся и к тому, и к другому.

На самом деле все это не имеет ничего общего с видением, это иллюзии, которые человек принимает за нечто реальное, потому что когда ты находишься в естественном состоянии, ты и не такой, и не такой, ты, в принципе, не определимый. И все, что бы о тебе не сказали, не определили, к тебе не относится.

 

«6. Свет ясности дает преимущество участвовать во всем, не касаясь ничего. Когда Мастер видит грезы с помощью света ясности, он извлекает из них вспышки Духа, подобно тому, как из золотоносного песка извлекают золото».

 

Когда у вас есть ясность, вы можете, не отождествляясь ни с чем, взаимодействовать с различными вещами, при этом ваше сознание не окрашивается этим. Более того, взаимодействуя с различными вещами, йогин может извлекать очень глубокие медитативные состояния.

В «Трипура Рахасье» описывается, что момент, когда ты отрываешь сознание от восприятия одного объекта и переходишь к другому, это благоприятный момент для созерцания, используя который, можно испытать быстротечное самадхи. Если у тебя есть ясность, ты можешь заметить этот момент и использовать его для практики.

Что означает – видеть грезы с помощью света ясности? Когда вы осознаны, вы наблюдаете постоянно процессы, происходящие в своем сознании. Вы видите привязанность, радость, страдания, оценки, проективное мышление, эгоистичные проявления, тенденцию тамаса, тенденцию раджаса, тенденцию клеш, тенденцию саттвы, возвышенное состояние, гармонию, красоту, любовь, чистоту и преданность, расширенность, погруженность, блаженство, ясность, пустотность, величие (если такие бхавы возникают). Вы видите целый спектр проявлений в своем сознании. Это не так, что вы погружены в проявления и плывете вместе с ними. Нет. Вы их видите как нечто отдельное. Вы видите, что они, как волны или как игра, приходят и уходят, но сами вы с ними не отождествляетесь, занимая более широкую позицию. Вы это наблюдаете во внутренней реальности, также вы это наблюдаете и во внешней реальности. При этом ваше тонкое сознание является просто безоценочным наблюдателем, безвыборочным наблюдателем, неотождествленным, постоянно абстрагированным. Когда такая невовлеченность, безоценочная наблюдательность укореняется, внутреннее переживание или внешнее перестают оказывать влияние на сознание. Вы больше не оцениваете реальность ни на уровне эмоций, ни на уровне концепций. Вы ее в принципе не оцениваете внешним способом. Можно сказать, вы не проецируете реальность, а вы живете с реальностью. Допустим, пока не было осознанности, вы не жили с реальностью, а вы нацепляли, наклеивали на реальность ярлыки. Но когда у вас появляется осознанность, вы перестаете наклеивать на реальность ярлыки, вы просто начинаете с этой реальностью жить. Это подобно тому, как вы видите солнце или восход и думаете: «Какой чудесный восход!», но когда вы находитесь в осознавании, вы просто созерцаете, становясь солнцем, становясь восходом. Вы воспринимаете реальность не на уровне мыслей или концепций.

Самый простой пример, это когда вы общаетесь с человеком. Допустим, вы общаетесь и чувствуете: человек к вам предъявляет какие-либо претензии по какому-то конкретному поводу. Если у вас нет осознанности, вы понимаете, что надо по этому именно поводу что-то отвечать, и вы ввязываетесь в конкретный вопрос, в конкретную ситуацию. Но если у вас есть осознанность, в принципе, для вас этот вопрос не имеет большой роли, вы просто чувствуете энергию и чувствуете, что вопрос не в том, чтобы ответить на этот вопрос, а в том, чтобы сгармонизировать энергию в данном месте. Тогда вы просто гармонизируете энергию, проявляя более тонкое, более возвышенное сознание, и сам вопрос разрешается.

К примеру, человек в сновидении встречает гневного духа, и гневный дух говорит ему: «Ты совершил то-то, то-то, за это ты будешь наказан». Если вы неосознанны, вы говорите: «Я не совершал то-то, то-то, меня не нужно наказывать». Или в Бардо пытаетесь отстоять свою вину, а вам предъявляются еще большие обвинения, еще более изощренные, и вы чувствуете, что не успеваете отвечать и подпадаете под это чувство пониженной энергии, вины, и вас эта энергия стягивает и захватывает. Но если вы осознанны, вы в принципе не собираетесь даже отвечать на эти вопросы, вы не собираетесь даже доказывать свою невиновность. Вы просто находитесь в осознавании и транслируете свою бхаву без усилий. Когда эта бхава, как волна, касается гневного духа, гневный дух останавливается, замолкает, он, словно не может говорить, его, словно парализует.

Таким образом святые древности усмиряли различных вредоносных существ.

К примеру, если вы практикуете йогу сновидений, у вас может быть много подобных встреч и оттого, насколько вы осознаны, будет происходить либо усмирение таких энергий, либо подпадание под их влияние.

Каким образом происходит такое усмирение? Когда вы находитесь в осознавании, свет ясности призывает силу Исконного Ясного Света, нисходящую бхаву, и эта бхава насыщает сознание.



Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica