// Шапка сайта Аватары бога Вишну в индийской мифологии │ Advayta.org

Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2020 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
29 Марта
Воскресенье
2020 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Собрание тайн / монастырь йоги / Десять аватаров Вишну

Десять аватаров Вишну

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей – а это могут быть посещения демонов и преступные действия людей – и сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

 

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

 

Согласно сказанию, в облике Матсьяватары (воплощение-рыба) Господь спас Ману, прародителя человечества, и Саптариши, семерых мудрецов и духовных сыновей Брахмы, вместе с их женами во время потопа. Позже благодаря их потомству мир вновь наполнился людьми.

 

 

Бог Вишну принял вид черепахи Курмы, чтобы поддержать гору Мандара , начавшую погружаться в воду во время пахтанья океана. Пахтанье затеяли боги вместе с демонами для того, чтобы добыть из океана амриту (нектар).

 

 

Затем, приняв вид Варахаватары (воплощение-вепрь), Бог сразил демона Хираньякшу и поднял землю из поглотившей ее пучины потопа. Возможно, это символизирует освобождение мира от затопивших его грехов силой Высшего Существа. 

 

 

Когда Прахладу, почитателя Вишну, жестоко истязал его отец, демон Хираньякашипу, не веривший в существование вездесущего и всемогущего Бога, из столпа, на который он сам указал, появился Нарасимха (человек-лев) и убил его. Сочетая в себе черты человека (лучшее из высших существ) и льва (лучшее из низших), Нарасимха воплощает все самое лучшее тварного мира. Помимо этого, он символизирует вездесущность Бога. Нарасимха олицетворяет доблесть как божественное качество; его почитают правители и воины. Говорят, его мантра имеет необычайно сильное воздействие, может уничтожать врагов и изгонять зло. 

 

 

 

Когда Бали, внук Прахлады, завоевал три мира, Индра лишился своего небесного царства. Вняв просьбам матери Индры Адити, Бог Вишну принял облик Ваманы (карлик), юного мальчика-брамина, пришел к Бали, известному своей щедростью, и попросил в дар надел земли, который можно обойти в три шага. В первые два шага он прошел землю и небеса, а в третий столкнул Бали в преисподнюю. Поэтому его еще называют Тривикрама – «обошедший мир в три больших шага».

 

 

Мораль этого мифа такова: если даже Бог, обращаясь с просьбой, принимает вид карлика, просящий должен умалять себя! Во-вторых, истинный брахман может покорить три мира силой духа. В различных частях Вед есть упоминания об этих пяти аватарах.

 

В следующих пяти воплощениях у Вишну человеческий облик. 

 

Шестой аватара – Парашурама (Рама с боевым топором). Сын мудрых супругов Джамадагни и Ренуки, он уничтожил тиранию кшатриев, возглавляемых Картавирьей и жестоко угнетавших людей. Трудно сказать, есть ли в этом предании историческая основа; возможно, оно повествует о борьбе за власть между брахманами и кшатриями.

 

 

 

Шри Рама, следующее воплощение, встретился с Парашурамой и поглотил его силу и мощь. Поэтому Парашураму иногда считают авешаватарой, т.е. воплощением, на время получившим власть Вишну.

 

Следующий в этой цепочке воплощений – Шри Рама, один из двух самых популярных аватар Бога Вишну. История о Шри Раме, идеальном человеке, стала бессмертным эпосом - «Рамаяной». Его имя известно как «тарака-мантра» - мантра, переносящая человека через океан перевоплощений.

 

 

Восьмое воплощение – Баларама (сильный Рама), старший брат Шри Кришны. Он прославился тем, что сразил обезьяну Двивиду и демона Дхенуку, сотряс крепостные валы Хастинавати, столицы пандавов, и вывел реку Ямуну из ее русла. Эта история, поведанная змеем Шеша в момент его смерти, говорит в пользу версии о том, что Баларама был воплощением Шеша.

 

Шри Кришна, девятое воплощение Бога Вишну, – пожалуй, самый известный аватара; его даже именуют пурнаватара, а все другие божества считаются его проявлениями. Его многочисленные и славные деяния хорошо известны. Для рядового индуиста он – идеальный правитель, воин, герой, философ и учитель, Сам Господь. Это он написал и разъяснил «Небесную Песнь», Бхагавад-Гиту.

 

 

Десятому аватаре Калки еще только предстоит появиться. Он спустится на землю в конце нынешней эпохи Кали Юги верхом на белом коне, с обнаженным мечом. Он сокрушит врагов дхармы и восстановит ее во всем блеске славы.

 

 

Список 10 аватар Бога Вишну не является каноническим и общепринятым. Иногда Шри Кришну не включают в число аватар, считая его самим Вишну; его место занимает Будда. В других списках Будда упоминается вместо Баларамы. Иконография Будды исчезает из этих списков лишь после 15 века.

 

Довольно странно, что цель воплощения Будды – ввести в заблуждение низкорожденных и сбить с пути одаренных людей, слишком преуспевших в священной науке и таящих угрозу господству богов! Это звучит скорее как шутка, чем как серьезное предположение. Очевидно, индуизм закрыл дорогу буддизму, включив Будду в число аватар.

 

Хамса, Сатвата, Яджна, Даттатрейя, Ведавьяса – вот имена некоторых других аватар, включенных в списки, при этом общее их число составляет 10. Однако иногда их количество увеличивается до 23.

 

Чатурвьюги

 

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления: а)Пара, или Верховный; б)Вьюга, или эманация; в)Вибхава, или воплощение; и г)Арка, или образ.

 

Пара – Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка – нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

 

Число Вьюг (эманаций) – 4; отсюда их название чатурвьюги , или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна – это Васудева, а его брат Баларама – Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха – соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев – Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана – аханкару (самость), Прадьюмна – буддхи (интеллект), а Анируддха -манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

 

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления – Антарьямин (обитающий внутри) – которую невозможно представить иконографически.

 

Малые воплощения

 

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

 

Даттатрейя

 

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

 

Концепция Даттатрейи – своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

 

Дханвантари

 

Дханвантари поднялся из пучины , когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией. Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

 

Хаягрива, или Хаяширша

 

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji – лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

 

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

 

Хаягрива – бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

 

Капила

 

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

 

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца; он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие – раковину и диск.

 

Мохини

 

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия можно достичь только победив заблуждение. Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

 

Нара-Нараяна

 

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая – в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши, более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы – сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (владеющий тысячью оружий).

 

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

 

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу.

 

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда – двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

 

Вьяса

 

Вьяса – это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

 

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары – известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas – делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата , всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

 

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла , Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

 

Яджна

 

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя – Яджна, или Яджнешвара.

 

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

 

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

 

Джаганнатха Пури в Ориссе – вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия – так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы – Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

 

Пандуранга

 

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, – божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» – это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини – имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

 

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

 

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати – самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду – центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм – по крайней мере, первоначальное изображение божества – возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

 

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

 

Варадараджа

 

Варадараджа: самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом – Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте – это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

 

Храм Шри Варадараджа в Канчипураме (Южная Индия) -один из важнейших и самых известных храмов, посвященных Вишну.

 

Венкатеша

 

Венкатеша: называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) – пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша – это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

 

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

 

Вишваксена

 

Вишваксена: Вишваксена, или всепобеждающий, – ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

 

Малые божества, связанные с Вишну

 

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, – малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

 

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

 

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он – Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

 

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, – это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным – сочетает в себе редкие качества.

 

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

 

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава – женское божество, а диск – божество, не имеющее рода.

 

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, – женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

 

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме, черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски – символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica